Достопримечательности, путешествия по Уралу >

По следам исседонов, или Дорогой Аристея

«Аристей… прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы… а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем». Геродот. V век до н.э.

Гора Волчиха

Прошлое загадочно и таинственно. Сотнями нитей мы связаны с ним. Реальное путешествие в наше прошлое всегда щекочет нервы и вызывает бурю положительных эмоций.

Уже мыслители античного мира достигли больших успехов в развитии научных представлений о Земле. Их путешествия по Средиземноморью и в более отдаленные страны благотворно сказались на расширении географического кругозора. Древнегреческим мореплавателям и торговцам хорошо были известны Черное и Азовское моря. На их берегах они основали ряд городов-колоний, где вели торговлю со скифами – народом, обитавшим в степях Северного Причерноморья. Возможно, что греки проникали иногда в глубь скифских земель.

Особый интерес для нас представляют сведения об одном из таких путешествий, совершенном, якобы, Аристеем Проконнеским в VII - VI в. до н.э. и описанном им в поэме «Аримаспия». От этого произведения до нас дошел лишь небольшой отрывок, но ученым Древней Греции «Аримаспия» была хорошо известна. Геродот, живший полтораста лет спустя после Аристея, заимствовал сведения из нее для своей знаменитой «Истории». По свидетельству Геродота, Аристей проник далеко на север от Скифии, в страну исседонов, где узнал, что еще дальше обитают другие народы, в частности гипербореи, живущие «на границе с морем».

Севреские писанцы на отроге горы МедвежкаУченые нашего времени высказали предположение, что исседоны жили в Среднем Предуралье или на Среднем Урале. Более того, были попытки отождествить название реки Исеть с названием якобы обитавшего на ней племени исседонов.

Геродот посетил родину Аристея – город Проконесс, где узнал, что автор «Аримаспии» однажды исчез из дома на семь лет и по возвращении написал свою поэму. Не мог ли Аристей жить в эти годы в одном из греческих народов Северного Причерноморья и оттуда совершить поездку в еще более отдаленные земли? Известно, что древние греки иногда предпринимали далекие поездки, но главным образом морские. Совершать длительные сухопутные путешествия в те времена было сложнее, тем более – в страны неизвестные и холодные. И все же у нас нет основания отрицать возможность путешествия Аристея до земли исседонов, то есть в какой-нибудь район Приуралья или даже Урала. Путь в полторы-две тысячи километров от греческих колоний на берегах Черного или Азовского моря до Урала не столь велик, тем более что здесь в те времена проходил водный путь по рекам Дону, Волге и их притокам, а также были сухопутные дороги, проложенные скифами. И если Аристей действительно совершил поездку в Предуралье и тем более на Урал, это следует считать выдающимся достижением в истории древних путешествий.

Фигурка человека, нанесенная древним человеком на скалу около поселка Северка

Хотелось бы обратить внимание на древнее слово «исседоны» («исседон»), встречающееся в литературе и по-разному истолковывающееся. Возможно, это слово состоит из двух частей: «иссе» и «дон». Слово «дон» у скифов означало «река». Донепр (Днепр) – река Епр, Донестр (Днестр) – река Естр и т.д. Такое же значение этого слова сохранилось и у некоторых потомков скифов, в частности у осетин. Пример: Ардон – Ар-река и т.д. Напрашивается вопрос: не могло ли скифское название «исседон» (в смысле – Иссе-река) дойти до ученых Древней Греции в неверном истолковании (в смысле народа, населяющего эту местность)?

Портрет исседонов, описанный у Геродота, не отличается ососбой привлекательностью: спят по 6 месяцев в году, по особым дням даже поедают своих соплеменников, но в то же время ведут торговлю со скифскими племенами и знают о северных землях и народах (аримаспах, Гиперборее).

Найденные на месте поселений исседонов медные птицевидные идолы и другие находки в районе горы Толстик, горы Малая (р. Исеть, Палкино, Северные писанцы) свидетельствуют о том, что наши предки обладали не только умением плавить металл, но и достаточно высоким уровнем материальной и духовной культуры.

На основе этих фактов, мифов и легенд, которые окутывают историю Урала, мы и задумали культурно-познавательный маршрут для активного туризма. Он проходит по пути продвижения легендарного Аристея из греческого города Проконнеса (7-6 в. до н.э.) в страну исседонов, располагавшуюся на восточном склоне Уральских (Рифейских) гор в бассейне реки Исеть (ср. «Исседоны» - люди, живущие на реке Исеть, Дж. Томсон). О существовании этой страны свидетельствуют не только сообщения Геродота в его знаменитой «Истории» (кн. IV , 16-30), но и многочисленные открытия археологов, связанные с «Исетской культурой» (Берс Е.М.).

Древний жертвенник на одной из скал близ Екатеринбурга

Культурно-познавательный маршрут «Дорогой Аристея» знакомит нас с местом, откуда предположительно прибыл легендарный Аристей в страну исседонов (река Чусовая, гора Волчиха – «Волочиха»), а затем сопровождает по наиболее интересным местам вдоль его пути до реки Исети (включая посещение исторических и природных памятников: древнее городище в районе оз. Песчаное; следы металлургического производства на шиханах и камни-писанцы в районе Северки, а также древнее городище в пос. Палкино).

А теперь кратко об основных достопримечательностях маршрута.

Гора Волчиха. Высшая точка окрестностей Екатеринбурга, с нее можно взглянуть с высоты птичьего полета на три города Свердловской области: Ревду, Первоуральск и Дегтярск. Существует версия, что у подножия горы некогда проходил волок от рек системы Исети (р.Решетка, например) к р. Чусовой. Отсюда название «Волочиха». Это начало древней легенды об исседонах, о древнем пути, проходившем когда-то в низкогорной части Ревдинского хребта (составная часть Главного водораздельного хребта Уральских гор).

Озеро Песчаное, которое лежит на высоте 300 м над уровнем моря. В его окрестностях были обнаружены стоянки древних людей, укрепленное городище, признаки древней исетской культуры.

Северный отрог горы Медвежки, где находятся Северские писанцы (3-4 км от ст. Северка). Называются они так потому, что в 1985 году В.Н. Прониным на них были обнаружены писанцы древних людей.

Северские палатки – здесь можно увидеть следы быта древних металлургов, живших в эпоху раннего железного века, увидеть наследие исетской (иткульской) культуры.

Пос. Палкино – это место древних производств, поселений, а также святилище. На одном из участков раскопок была обнаружена металлургическая площадка эпохи раннего железного века исетской культуры.

Сейчас невозможно сказать, кто из ученых древнего мира первым высказал соображение о том, что где-то в отдаленных северо-восточных землях находятся горы. Мысль о них жила многие века, хотя горы выглядели скорее мифическими, чем реальными. Но спустя, по крайней мере, полторы тысячи лет, примерно в этом районе действительно были обнаружены горы. Арабские географы средневековья имели о северных горах (позднее названных Уральскими) уже более достоверные сведения, поскольку слышали о них от очевидцев, изредка ездивших в северные страны по торговым делам.

Историческая реконструкция обнаруженных поселений, жертвенных сакральных мест, укрепленных городищ позволила археологам сделать выводы, что здесь на обширном пространстве в раннем железном веке обитал народ с достаточно развитой культурой, позволяющей заниматься добычей и выплавкой металлов, возможно включая и добычу золота.

Маршрут нашего путешествия окружен ореолом загадочности и таинственности древних легенд. Мы попадаем в сказку, в которую нам вновь и вновь хочется вернуться, попасть в атмосферу единения с природой, узнать еще много интересных легенд и историй.

Наталья НАСРЫЕВА,
фото автора.
«Уральский следопыт», № 9, 2006 г.

Об авторе. Наталья Насрыева – студентка 5 курса Уральского института туризма. Работает над маршрутом «Дорогой Аристея», проштудировала многие литературные источники, не раз прошла по следам исседонов.