Достопримечательности, путешествия по Уралу >
ОТ КАРЬЕРА ДО КАРЬЕРА
Однажды в печати промелькнуло следующее сообщение. Жители одного из городов Германии гордились 20-тонной глыбой гранита, лежащей в окрестностях и принесенной еще ледником. Как-то раз проснулись — а глыбы нет, украли на поделки.
У нас такого вида краж по определению быть не может. Гранит прямо под нами залегает, только копни. Чтобы в этом убедиться, даже копать не надо, достаточно посетить два гранитных карьера — Шарташский и Сибирский.
А начиналось с «пешек-шашек»
Наше путешествие начинается от автобусной остановки «Путевка». Надо пройти буквально сотню метров по дороге, соединяющей эту остановку со своей железнодорожной тезкой, и свернуть налево, на засыпанную вскрышными породами старую автомобильную дорогу. По ней еще метров двадцать — и перед вами во всей красе предстает Сибирский гранитный карьер.
Сибирское месторождение начали разрабатывать еще в 1915 году. Здесь впервые на Урале стали изготавливать дорожную «пешку-шашку» и колотые плиты. «Пешкой-шашкой» у нас выложена центральная площадь, а колотые плиты можно увидеть около дома Железнова.
Нынешнее предприятие отсчитывает свою историю с 1925 года. Механизации тогда почти не было, а гранита требовалось много. Рабочие заселили целый поселок, память о котором осталась только в названии остановки «Каменный карьер».
Если в начале прошлого века здесь была небольшая горка, то теперь яма, достигающая в самом глубоком месте сорока метров и ассоциирующаяся с опрокинутой пирамидой. Обычно такой вид имеют мраморные карьеры. Мрамор — камень мягкий, и резать его несложно, но гранит…
Раньше работа была не просто ручной, а физической. Блоки выкалывались буро-клиновым способом. Сейчас применяют терморезак, работающий на бензине и дающий температуру в 1800 градусов. Под воздействием пламени гранит крошится на чешуйки. За смену рабочий расходует бочку бензина, прорезая щель между блоками площадью полтора-два квадратных метра.
А вот взрывчатка в этом карьере почти не применяется. Одиночные шпуры взрывают один-два раза в день, чтобы встряхнуть блок, если подошва пластов срослась. При взрывах большей силы или более частых в блоках возникают микротрещины, поэтому плиты при распиловке распадаются на куски.
Благодаря своей специфике карьер не вызывает особых претензий у экологов. Наверное поэтому скорейшего выезда за городскую черту от его руководства не требуют. Оно и радо — ведь запасов гранита хватит еще лет на 200—300. В год добывается всего 9—10 тысяч кубометров. Далее блоки пилятся на пластины толщиной от 10 до 30 мм, а это такое количество облицовки…
Напротив административного здания расположено озерцо, возникшее на месте небольшого карьера. Его разрабатывало МПС, делая бортовой камень, но в 1964 году производство прекратилось, а оставшееся оборудование было передано соседям.
Эхо войны
Уже в первые месяцы войны все резервы станции Свердловск были исчерпаны. Принимается решение строить обходные пути. В основу обхода был заложен главный путь Егоршинского направления, между станциями Шарташ — Аппаратная, который в то время был мало загружен. Он был соединен «вставкой» со станцией Путевка, пересекая нечетный челябинский путь, что позволило отправить на обход нечетные поезда всех направлений.
На железнодорожном языке эта дорога называется Кругопутевкинская. Она успешно проработала до конца восьмидесятых. Вначале убрали рельсы, потом покусились и на тот участок насыпи, который пролегал вдоль Сибирского тракта. Исчез и мост, соединяющий два участка насыпи над Тюменской линией.
Но зато осталась удивительная улица, состоящая из одного барака, расположенного рядом с насыпью. В графе «прописка» у его жителей написано: «Станция Путевка, 868-й километр». Этот барак был построен примерно в 1930 году, а железнодорожный километраж отсчитывали тогда от Казани. Сейчас расстояния отсчитываются от Москвы, но переименовывать улицу в 1823-й километр не стали.
В 2008 году станции Путевка и прилегающему к ней поселку исполнилось 95 лет. На ней всего шесть путей, но движение не останавливается ни на минуту. Через станцию ежесуточно проходит двести пар поездов.
По насыпи бывшей дороги вам надо пройти в сторону Тюменского тракта, а уж там натоптанная тропинка выведет к тому месту, где удобнее всего через него перебежать. К сожалению, пешеходных переходов в этом месте через тракт нет, хотя жители поселков Чапаева и Путевка ходят круглый год в торговый комплекс за покупками.
Большое болото Малого Шарташа
Дальше наш путь лежит к озеру Малый Шарташ. Это очень любопытный объект. Несмотря на близость к жилым кварталам ЖБИ, о нем, особенно до планов постройки Европейско-азиатского университета, который хотели расположить в этом районе, мало кто знал. Да и сейчас спрашивать местных жителей, как пройти на берег озера, бесполезно. В лучшем случае махнут рукой в нужном направлении, а там сам ищи. Давайте найдем его и рассмотрим со всех сторон. Карьеры подождут.
За ТК «Сибирский тракт» прошла дорога, соединяющая Тюменский тракт с коллективными садами. Где-то на середине садов, напротив трубы завода ЖБИ, в лес уходит полевая дорога. Метров через сто она выводит к Малым Шарташским палаткам. Несколько тысяч лет назад, когда вода плескалась у их подножия, во времена раннего и позднего железного века здесь жили люди. Племена одних культур использовали это место для жилья, для других оно было святилищем, где происходили встречи, обмен и совместные ритуалы с лесостепными скотоводами.
От подножия скал в сторону невидимого за болотной растительностью озера ведут тропы. В обычной обуви здесь не пройти — нужны хорошие болотные сапоги. Единственный проход к воде находится напротив палаток, на восточном берегу.
Когда вы шли к палаткам, то переваливали через горку, на вершине которой стояло большое производственное здание. Горка в местной топонимике называется «Десяткой». Говорят, что давным-давно, когда еще района ЖБИ не было, а был небольшой поселок, ребята зимой на уроках физкультуры бегали на лыжах. Расстояние от школы до этой горки и обратно составляло десять километров.
Здание на горке — подстанция «Панельная». Вам надо ее обойти и идти по дороге вдоль трубопровода. По пути вам встретится речка, протекающая через несколько труб, проложенных под дорогой. Это Исток, тот самый, что дал название трем населенным пунктам в окрестностях города. У подножия следующей горки — Двадцатки вашу дорогу пересекает другая. На этом перекрестке надо повернуть налево и пройти до небольшого карьера. За ним, налево, уходит грунтовка, выводящая вас к озеру. Берега здесь тоже заболоченные, но охотники малоистокского общества проложили до воды гать из кругов от кабельных катушек.
Большой шарташский карьер
Мимо Малого Шарташа на юг ведет грунтовая дорога. Вам надо пройти по ней до пересечения с просекой восток—запад и повернуть налево. Через километр вы выходите на хорошую грейдерную дорогу. Видно, что она упирается в какие-то домики, и оттуда слышен собачий лай. Это склады взрывчатых веществ, и туда лучше не соваться.
Вам надо повернуть направо, выйти на дорогу, ведущую к Новосвердловской ТЭЦ, и пройти с километр в направлении города, затем высмотреть тропочку, ведущую в лес, и пройти по ней. Минут через пять вы выйдете на край карьера. Если же вы вышли к речке, пройдите еще немного вперед. Речка скоро закончится, и вы увидите ее исток в виде трубы. Вся это вода откачивается со дна карьера и без пользы сбрасывается в Малошарташское болото.
Шарташский карьер начал разрабатываться в 1957 году. Северная часть предназначалась для только что построенного завода ЖБИ, а южную разрабатывало управление благоустройства горисполкома. Сейчас северная часть карьера принадлежит «Атомстройкомплексу», а южная — ООО «Сибирский карьер». Владеть карьером им осталось немного. Мэрия запрещает расширять его площадь, и добыча идет только за счет углубления. А углубляться можно еще года два-три, потом гранит заканчивается. Новые карьеры начнут разрабатывать подальше от города, в районе станции Колюткино.
Пока неизвестно, что будет на месте карьера. Один из НИИ разработал программу его засыпки. Всего-то навсего 35 миллионов кубов где-то загрузить, привезти и здесь высыпать. Естественно, что замглавы города В. Крицкий отмел ее.
Можно просто перестать откачивать из карьера воду. По словам гидрогеологов, он будет заполняться 17 лет, после чего возникнет озеро Новый Шарташ — мечта всех дайвингистов.
Институт урбанистики предлагает сделать в северной части карьера спортсооружения для тренировки экстремалов, а в южной разместить петропарк (петра (греч.) — камень), смотровые площадки, офисные сооружения.
Есть разработки и других организаций, не менее интересные.
Добраться до карьера можно гораздо проще. Он начинается буквально в двух сотнях метров от Кировского рынка. Вам надо пройти до начала зеленой зоны и повернуть по тропинке направо. Буквально через пятьдесят метров вы выйдете к краю обрыва.
Борис МАЙДАНИК
«Уральский рабочий», 23.04.2009 г.