Достопримечательности, путешествия по Уралу >

ПО ОКРЕСТНОСТЯМ ЕКАТЕРИНБУРГА

Сейчас мы гордо именуем Екатеринбург столицей Урала. А ведь и раньше он не был на задворках истории. Благодаря природе, собравшей тут всю таблицу Менделеева, здешние места пользуются популярностью свыше десяти тысяч лет.

 

Потому что без руды…

О руинах античности любой из нас знает больше, чем о рудниках и заводах времен де Геннина.

Один из этих заводов, именовавшийся Шувакишским железоделательным, находился в местности, которую в будущем назовут Пышминским районом. Местность с тех пор прекрасно сохранилась, чего не скажешь о предприятии.

Наше путешествие лучше начать со старой коптяковской дороги. Руду по ней, правда, возили на Завод цесаревны Анны, в будущем получивший название ВИЗ.

Еще в начале XX века протяженность дороги от завода до переезда № 184 (сейчас ст. Шувакиш) составляла 9 верст. Нынче город разросся, и этот участок дороги почти исчез под жилыми кварталами и промзоной. Оставшийся кусочек, длиной около километра, соединяет станцию уже не с заводом, а с Западным кладбищем. Этот участок дороги сейчас настолько заброшен, что о его существовании не знают даже местные работники. Начинается он с западной стороны кладбища и идет на север. Если двигаться по дороге, внимательно присматриваясь, то в глубине леса по обе стороны можно увидеть рвы — это руду добывали открытым способом.

Кажется, что Шувакиш находится очень далеко — ведь от вокзала это пятая станция, но это только кажется. От конечных остановок таких маршрутных такси, как 083 и 082, до первых зданий поселка 15—20 минут ходьбы.

На станции неподалеку от путей находился рудник, из которого, возможно, брали руду для нашего завода. По крайней мере это ближайшее месторождение. А ведь заводы ставили, исходя из двух факторов: вода и руда. Железные рудники легко можно отличить от ям, оставшихся после золотарей. У первых отвалы, из-за ржавчины, рыжие. Рудники считаются не по ямам, а по территории. Может быть десять котлованов, расположенных рядом, и все это будет считаться одним рудником.

Мимо рудника идет железная дорога-однопутка, связывающая горнозаводскую линию с Верхней Пышмой. Ваш дальнейший путь, за неимением проложенных дорог и тропинок, лежит по ней.

Вскоре после пересечения с тагильским трактом, с правой стороны, можно увидеть несколько фундаментов от когда-то стоявших здесь домов. Уралмашевские старожилы называют это место «крольчатник», поскольку тут до войны была ферма по выращиванию кроликов.

После пересечения с просекой ЛЭП с левой стороны видна каменная беседка. Она установлена на том месте, где триста лет назад находился шувакишский железоделательный завод.

 

История одного завода

Памятник на месте Шувакишского завода

Завод был построен в 1704 году Ларионом Мясниковым и работал в течение двенадцати лет. Он был такой же мелкий, как и речка Шувакишский исток, что приводила в действие его механизмы. И когда плотина пришла в негодность, ее ремонтировать не стали.

За эти годы при заводе возникло поселение под названием Верхняя Пышма. Без работы ее жители не сидели и впоследствии. Немного ниже бывшей заводской плотины выстроили новую и поставили мельницу (здесь единственное место на всем Истоке, годное для запруды). Продержалось поселение значительно дольше завода, но потом его жители переселились в село Балтым и поселок Шувакиш.

Новая история завода началась в конце XX века, когда промышленный археолог Евгений Курлаев в течение четырех сезонов производил тут раскопки. Его находки понятны только специалистам. Это крицы, металлургический шлак, инструменты, кирпичи. Наверное, поэтому они не представлены в экспозиции, а хранятся в запасниках музея города Екатеринбурга. По идее, они должны были бы оказаться в музее Верхней Пышмы, но УГМК отказался раскопки финансировать.

Да и памятный знак на месте завода в 2003 году появился благодаря сотруднику Оржоникидзевской администрации Алексею Сапегину. Он смог получить деньги не только на благоустройство находящегося неподалеку родничка «Пышминский», но и на окружающую его территорию. Дополнительных денег хватило на оплату стройматериалов и труда каменщиков, так что фундамент пришлось делать самому Сапегину и пришедшему ему на помощь краеведу Станиславу Горскому с парой школьников.

О стародавних временах напоминает не только знак, но и остатки плотин. Если хорошо присмотреться, то видны остатки заводской плотины чуть выше знака, а мельничной плотины — в районе родника.

При раскопках была обнаружена стоянка раннего железного века, которая еще ждет своих исследователей.

Возвращаться в город лучше всего по дороге, идущей по просеке ЛЭП. Она выведет вас на улицу Коммунистическую.

Борис МАЙДАНИК
«Уральский рабочий», 25.12.2008 г.

 

 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)