Горы и скалы Урала >

ОТКУДА ПОШЕЛ ВЕРБЛЮД

История одного открытия

В это воскресенье, 17 января, Челябинской области исполняется 76 лет. А её современный герб был принят в январе 2002 года.

Между тем вопрос гостей из других регионов о причинах появления на нём верблюда до сих пор ставит в тупик многих местных чиновников. Действительно, почему именно верблюд, а не, к примеру, медведь, лиса или лось, которые водятся в наших краях?

Археолог и краевед Владимир Юрин ещё в 2003 году нашёл подтверждение тому, что горбатый символ появился на нашем гербе не случайно.

 

Легенда о пещере

Владимир Иванович   известен среди коллег как человек, который может найти пещеры там, где их другие и не подумают искать. В Верхнеуральском музее готовилась экспозиция, но материалов  не хватало, и   Владимира Юрина попросили помочь.

— Местная администрация предложила мне найти что-нибудь интересное в районе, — рассказал краевед. — Я согласился принять участие в экспедиции и даже пообещал найти пещеры, а следовательно, и следы животных и деятельности древнего человека.

Работал месяц вместе со школьными отрядами юных краеведов Верхнеуральского района. Обнаружил более 20 пещер и гротов, в том числе две полости с археологией средневековья и мезолита.

Но главное, на вершине одной из сопок я нашёл святилище. А случилось это так. Я взял топографическую карту-«километровку» (масштаб 1 см — 1 км) и насчитал на ней вокруг Верхнеуральска 43 высотные отметки.

Но только возле одной был значок «Скала». Это означало, что там могут быть трещины, ниши и пещеры. К тому же она находилась вблизи города.

Названия возвышенность не имела. Зато с ней была связана легенда.

Местные жители рассказали, что под горой находится пещера, которая тянется пять километров, проходит под рекой Урал и выводит к горе Извоз. Легенда гласит, что в этой огромной пещере терялись люди и животные — до тех пор, пока её не взорвали.

Гора Извоз получила своё название, поскольку находилась вдоль пути от горы Магнитной, где добывалась железная руда, на Белорецкий и другие железоделательные заводы. Крестьяне, возившие руду, обычно останавливались у подножья этой горы отдыхать.

Там же делали привал торговцы, отвозившие два раза в год на ярмарки в Верхнеуральск товары и продукты. А в период Гражданской войны там встречались «белые» и «красные» отряды.

К рассказу Владимир Иванович отнёсся с недоверием. Однако в июне отправился смотреть гору.

Практически сразу понял, что в этом месте можно сделать экскурсионный маршрут: по пути исследователям попался карьер, где добывали камни, разрезанный склон горы с ямой восемь на восемь метров, место добычи медной руды в XVIII — XIX веках и другие любопытные объекты.

Но самая яркая картина открылась, когда исследователи поднялись на вершину горы: смотровая площадка, с которой видны весь Верхнеуральск и его окрестности, река Урал и её притоки. Обзор примерно 30 — 40 километров в каждую сторону.

 

Пункт свадебных маршрутов

Прогуливаясь по гребню горы, Владимир Иванович обнаружил на вершине скальные останцы (столбики) высотой по 6,5 метра.

«Тут должно быть святилище», — промелькнуло в голове археолога. А потом появилось недоумение: к вершине ведёт автомобильная дорога. Почему никто до сих пор не обратил внимания на каменных истуканов?

Также археолога удивило, что вся площадка на горе завалена мусором и битыми стёклами, повсюду следы костров, на скалах надписи. Этот уголок в силу его живописности и транспортной доступности необычайно популярен у местных жителей. Сюда съезжаются свадьбы, здесь устраивают пикники.

Веселья ради люди нередко разбивают бутылки об каменных истуканов. Владимир Юрин сделал небольшую ямку 20 — 25 сантиметров глубиной. Тут же нашёл конский зуб.

— Понятно, что лошади на вершинах гор не живут, — отметил археолог. — Следовательно, их сюда принесли и оставили в качестве жертвы. Это было сенсационное открытие!

 

Находки

Через два месяца, в августе, Владимир Иванович приехал на то же место, чтобы провести серьёзные раскопки. В 20 метрах от истуканов он обнаружил в расщелине небольшой скалы заваленный вход в пещеру.

Внутри — кварцевые породы. «Большой она быть не может, — подумал Владимир Юрин. — Метра четыре. Но никак не пять километров, как гласит легенда».

Исследователь почти не ошибся — длина пещеры составила 4,5 метра, а если брать вместе с козырьком — шесть метров. Среди находок несколько синих стеклянных бусин времён средневековья, 15 костей (зайцы, косули), а также ряд предметов эпохи неолита или энеолита.

Других входов в пещеру не обнаружено.

Помимо этого краевед заложил шурф недалеко от истукана. Четыре-пять сантиметров сверху занимал слой бутылита (битое бутылочное стекло), под ним — предметы времён Гражданской войны (снаряды и несколько искорёженных пуль).

Далее 10 — 15 см — чистая земля. Под ней древний культурный слой (фрагменты керамики эпохи бронзы и раннего железного века, несколько десятков костей, в том числе зубы лошади).

Затем снова небольшой стерильный, а за ним новый культурный слой. Найденные там предметы — пластины и осколки древних орудий — археолог относит к эпохе неолита, энеолита, возможно, мезолита. Находка подтвердила гипотезу: люди почитали эту гору и оставляли на ней предметы. А значит, это святилище.

— Моя миссия была выполнена, но мне не давал покоя истукан, — признаётся Владимир Иванович. — Я не мог понять, на что он похож.

По идее, это должно быть какое-то животное. Просил коллег поработать с архивами и найти старое название этой горы.

Но это не принесло плодов. Однажды, рассматривая открытки с видами старого Верхнеуральска, я заметил скальные останцы на вершине.

Но на том фото один из камней лежал по-другому.

 

Ответ пришёл на гору

В один прекрасный день, когда Владимир Юрин занимался на горе поиском свидетельств старины, к нему пришли три отряда школьников. Такое случается довольно часто — Владимир Иванович охотно делится с подрастающим поколением своими знаниями и предлагает самим что-нибудь найти. 

 После нескольких часов плодотворной работы все собрались у костра. Тут-то и выяснилось, что одна из женщин, организовавших поход школьников, знает старое название горы — Диёташ.

Что в переводе с тюркских языков означает «верблюжья гора» («диё» — «верблюд», «таш» — «гора»).

Приглядевшись, Владимир Иванович заметил, что с одного из ракурсов истуканы действительно напоминают сидящего верблюда. Он вспомнил старое фото.

Всё встало на свои места. В средневековье верблюд был почитаемым животным и главной тягловой силой каравана.

А издавна один из торговых путей, связывающих Сибирь и Среднюю Азию с центральными и западными регионами России, а также Европой, проходил через Верхнеуральск, вдоль реки Урал, мимо горы Диёташ. Естественно, караванщики не могли не поклониться наблюдавшей за ними с вершины фигуре «корабля пустыни».

 

Для справки

Герб Челябинской области составлен на основе исторического герба Исетской провинции, на землях которой, по данным «Википедии», расположен наш регион. Основной фигурой герба является навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей — выносливое и благородное животное, внушающее почтение и аллегорически показывающее мудрость, долголетие, память, верность и терпение.

Красный цвет поля герба — цвет жизни, милосердия и любви. Он созвучен труду металлургов, машиностроителей, литейщиков и энергетиков, основные технологические процессы которого связаны с тепловыми реакциями.

Золото — символ могущества, знатности, постоянства, прочности, богатства, надежды, интеллекта и солнечного света. Серебро — благородство, чистота, справедливость, великодушие.

Светлана ГРИГОРЬЕВА
«Вечерний Челябинск», 15.01.2010 г.

 

 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (4)