Города и села >

ГОРОД МЕДНОГО ТЕЛЬЦА

Когда-то вся страна знала это место благодаря залежам меди под горою Лабаз. Сейчас медь закончилась. Остались терриконы, шахтные провалы и город Дегтярск — маленький, но симпатичный.

 

Немного истории

Поскольку раньше заводы работали на древесном угле, то им отводились большие площади лесов для заготовки топлива. Граница между лесной дачей Ревдинского завода и Сысертского горного округа проходила по горе Лабаз. Ею служила широкая просека.

Лабазом гору назвали охотники. А после того, как рядом с просекой была построена отапливаемая караулка для стражников, она получила свое второе название — Караульная.

В конце XIX века здесь нашли залежи железа-лимонита и известняка. В 1904 году возник поселок Ревдинская Дегтярка, а в 1907 — Северская Дегтярка. До этого постоянных поселений здесь не было, углежогам они не требовались.

Карьеры в Ревдинской Дегтярке сохранились до сих пор. Но вода там настолько кислая, что даже рыба не живет. Это из-за того, что ниже лимонита находится слой серосодержащих минералов. В 3—4 километрах на юг от Дегтярска, за речкой Каменушкой, сохранился карьер, разрабатывавшийся для нужд Северского завода.

Незадолго до революции начались разведочные и эксплуатационные работы для добычи меди.

Первоначально медьсодержащую руду добывали из небольших шахт, расположенных у подножия горы Лабаз. Самыми первыми, заложенными еще в 1914 году, были «Москва» и «Петербург» (потом переименована в «Лондон»). В районе Ревдинской Дегтярки работали «Колчеданная» и «2-я Ревдинская». В 1934 году к ним присоединились «Берлин» и «Нью-Йорк», а также две небольшие шахты «Южная» и «Нововспомогательная».

В 1936 году часть шахт получили новые имена. Шахта «Лондон» стала «Комсомольской», «Берлин» — «Большевиком», «Нью-Йорк» — «Первомайской».

В 1939 году начались работы на шахте «Капитальная-2», которая была расположена за нынешним автовокзалом, а через год на «Капитальной-1».

 

Мекка урбантрипа

Нынешний город Дегтярск привлекает к себе внимание любителей промышленного туризма. До красочных остатков шахты «Капитальная-2» от автовокзала ходу пару минут.

Парадной аркой проходит над дорогой крытая галерея, которая соединяла административно-бытовой корпус со зданием, прикрывающим ствол шахты. Диаметр ствола был равен 6,5 метра.

Руда из шахты, а это были в основном медно-цинковый и серный колчеданы, шла по конвейеру в бункер, а оттуда по наклонным галереям подавалась в рудосортировку, которая стоит за надшахтным зданием. Она настолько пропиталась рудой, что сейчас с ее стен свисают целые сосульки из углекислой меди. (Пожалуйста, не обламывайте их на память. Тем, кто приедет после вас, тоже хочется на них посмотреть.)

Рядом стоял 45-метровый копер, изготовленный, как говорят, из бельгийского проката. К сожалению, новый хозяин, пришедший сюда после приватизации, не нашел ничего лучшего, как сдать его на металлолом. А ведь можно было бы все сохранить как туристический объект.

Перед надшахтным зданием идет дорога к террикону. Собственно говоря, любой террикон — это отходы производства, причем довольно вредные. А ведь его могло бы, по рассказам дегтярцев, и не быть. В местной руде содержится 11 химических элементов. Это медь, сера, железо, цинк, золото, серебро… Извлекалось из нее всего пять. В 80-х годах японцы просили продать оба терриконика по принципу самовывоза, но им было отказано. Сейчас и японцы не просят, и самим не надо. Склоны отвалов изборождены оврагами, того и гляди рухнут на окружающие строения.

Вода, которую выкачивали из шахт, была очень кислой. Вначале ее просто нейтрализовали и сбрасывали в Чусовую. А в 1938 году начал работать гидромедьцех. Кислотная вода протекала по серии деревянных желобов, заполненных железными обрезками. При этом происходила реакция замещения: железо переходило в раствор, а медь выпадала на дно желобов в виде бурой массы. Высушенный осадок называется цементационной медью. В месяц ее получали 180—200 тонн. Всю эту конструкцию можно увидеть, если пройти по железной дороге, находящейся за рудосортировкой, буквально метров сто в сторону второго терриконика.

Сейчас в шахтном пруде-отстойнике, по данным анализов, в осадке находится 5 тысяч тонн меди, 30 тысяч цинка и 90 тысяч железа.

Ну а если пройти немного дальше, то вы выйдите к террикону и остаткам шахты «Капитальная-1». Закрыта она была гораздо раньше своей соседки, в 1976 году. Промышленным своеобразием ее здания не отличаются, так что если вы не ярый урбантриповец, то ничего не потеряете, если не посетите ее.

 

На склонах Лабаза

На горе Лабаз находится несколько больших карьеров. Некоторые подходят чуть ли не к самому гребню. Но добывали там не медь, а глину. Ее смешивали с песком и водой и по трубам подавали в отработанные штреки новых шахт для закладки выработанного пространства.

В старых шахтах подобного не было, поэтому их окрестности представляют собой сплошные поля обрушений. Сейчас там ходить безопасно, а вот еще относительно недавно… От зданий шахты «Капитальная-2» идет дорожка в направлении Северской Дегтярки, что находится за горой Лабаз. Стоит перейти тракт, ведущий от Ревды, — и перед вами две огромных воронки, справа и слева от дороги. Здесь находилась шахта «Москва».

Бывший главный инженер ДРУ Василий Кокорин рассказывал: «В 1951 году от шахты еще остов сохранялся, мимо дорога в школу шла. После занятий идем — а там провал, ограждения выставлены. Сделали висячий мост, но потом и он ушел в воронку». В четырехстах метрах к югу находится провал шахты «Лондон».

Шахты, а особенно близняшки «Капитальные», настолько изрезали фундамент горы, что она начала опускаться. Первые подвижки были зафиксированы в 1953 году. Тогда она опустилась на 5 сантиметров. А к 1965 году потеряла в высоте целых 4,5 метра.

Медь гора Лабаз отдала почти всю, а вот золота в ней еще достаточно. Вдоль Ревдинской дороги вырубается лес, снимается верхний слой почвы. Из этой грязи золотари смогут извлечь до полутора тонн золота и тысячу тонн серебра.

Чего нет на этой горе, так это знаменитой просеки, разделяющей в прошлом две Дегтярки. В 1933 году весь вековой лес на горе был вырублен. Хватило и на крепь в шахтах «Берлин» и «Нью-Йорк», и на топливо, и на несколько общественных зданий в поселке, который позднее назовут «старым соцгородом».

 

А что еще?

При подъезде к центральной части города (а можно сказать — «на окраине центральной части», уж больно специфична структура этого города, похожая на мозаику) слева от дороги видны печи известкового завода, ведущего свою историю с 1914 года. В свое время он был одним из цехов Дегтярского рудоуправления, ныне — одно из градообразующих предприятий. Заводов, для нейтрализации ядовитых стоков которых требуется известь, в нашей области достаточно.

Сейчас известняк для обжига добывают из Южно-Вязовского карьера, расположенного километрах в десяти от завода, на грейдерной дороге, соединяющей Дегтярск с поселком Крылатовским. А до 70-х годов разрабатывали Вязовский карьер, расположенный на этой же площадке. Он был разведан на глубину 160 метров. Но нижние горизонты не имели промышленной мощности, поэтому его реальная глубина меньше.

Рабочие завода говорят, что не успели вывезти из него всю технику, настолько быстро он заполнился водой. Однако, несмотря на глубину и оставшиеся «игрушки», карьер популярностью у дайверов не пользуется. На берегу стоит мощная дробильная установка, и прозрачность воды оставляет желать лучшего. А вот окунькам и ракам здесь понравилось, и они активно размножаются.

Обязательно пройдитесь к площади перед бывшим зданием рудоуправления. Там стоят два самых известных памятника города: неизвестному шахтеру и летчику Сергею Сафронову. Когда открыли первый памятник, сказать трудно, а вот второй был открыт в мае 2005 года на деньги, собранные горожанами. 1 мая 1960 года он на самолете МИГ-19 вылетел на перехват американского самолета-шпиона и был по ошибке сбит нашей же ракетой. Обломки самолета упали на окраине Северской Дегтярки. На этом месте, по адресу: улица Советская, 119, установлен памятный знак. Если вы едете на рейсовом автобусе, то обязательно его увидите.

Этот же автобус проезжает через городское кладбище. Слева и справа могилы, а по центру асфальтированная автодорога. Неподалеку от часовни стоит высокий черный крест. Под ним лежат не дожившие до освобождения военнопленные немцы (хотя этот участок местные называют «румынским кладбищем») из концлагеря № 313. Кстати, Дворец культуры (зайдите в него, пройдитесь по этажам — не пожалеете) построен их руками. Румыны в этом лагере тоже были, как и венгры и итальянцы, но их освободили сразу после войны. А вот последние немецкие военнопленные уехали отсюда только в середине пятидесятых.

Если в завершение этой поездки вам захочется искупаться, заверните на озеро Ижбулат. Его сапропелевые грязи не хуже молтаевских. Да и пляж неплохой. Озеро с прибрежной полосой находится в аренде у «частников». Те запустили в зарастающее и погибающее озеро толстолобика и белого амура, и водоем пошел на поправку. Они же присматривают за пляжем.

Борис МАЙДАНИК
«Уральский рабочий», 03.09.2009 г.