НЕВЬЯНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ
В юго-восточной части города Невьянска находится некрополь площадью 91 га. Старое невьянское кладбище хранит на своей земле и в надгробных надписях интересные сведения из истории Невьянска и о его жителях.
Захоронения группируются возле Вознесенской православной церкви и Крестовоздвиженской старообрядческой часовни: жители Невьянска были прихожанами этих храмов и хоронили умерших на местном погосте.
Деревянная однопрестольная Вознесенская церковь была перестроена из часовни, возведенной в 1866 г., и освящена в честь Вознесения господня 22 октября 1871 г. До сих пор часовня является действующей. Это один из самых известных старообрядческих храмов Урала.
В 1815 г. староверы Невьянского завода с разрешения императора Александра I построили на кладбище небольшую каменную Крестовоздвиженскую часовню для «отпевания умерших, сюда приносимых» и тут же погребаемых.
В 1848 г., после того как сгорел деревянный молитвенный дом на территории поселка, вмещавший около 1000 человек, старообрядцы, не имея другого помещения, стали проводить моления в Крестовоздвиженской часовне. В 1860-х гг. часовня была отремонтирована, расширена и утеплена. Однако она вмещала не более 50 человек, поэтому во время богослужения остальные были вынуждены оставаться на улице.
Предписанием Пермского губернатора моления в Крестовоздвиженской часовне были запрещены после открытия в поселке Свято-Троицкой старообрядческой часовни (бывший дом Г.Е. Подвинцева).
Неоднократно старообрядцы пытались добиться разрешения на открытие часовни, но смогли сделать это лишь после объявления царского Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего веротерпимость.
Кладбище, как можно установить по сохранившемся на надгробиях датам, было основано в конце XVIII века, а надписи на надгробиях – то скупые, то эмоционально-развернутые – рисуют картину жизни невьянцев.
Самое раннее захоронение принадлежит Т.М. Зотовой. На торцовой стенке чугунного надгробия выпуклые буквы: «Здесь погребено тело // прикащика Федота Зотова // супруги Татьяны Митрофановны // из роду Медовщиковых, // скончавшейся по 70 летней // жизни 1802 г. июля 11 дня».
Татьяна Митрофановна – старообрядка, родилась около 1733 г., вышла замуж за крепостного крестьянина, впоследствии приказчика Шуралинского, Верх-Нейвинского заводов Ф.П. Зотова. Ее дед, И.И. Медовщиков, - сын служителя (печного истопника) двора царицы Натальи Кирилловны и царевны Натальи Алексеевны, сошедший в 1719 г. с отцом в Невьянский завод и служивший в 1720-е гг. приказчиком Невьянского завода, а в 1730-е – Выйского.
Надписи на надгробиях всегда обращены к живым. Помимо традиционных статистических данных надгробные надписи содержат регалии, описывают общественные заслуги и семейные добродетели, сопровождаются текстами молитв, Стихотворными эпитафиями. Надпись на прямоугольном металлическом надгробии недалеко от входа на кладбище раскрывает послужной список Е.Р. Сухарева, прошедшего путь от писаря в уездном суде (1825 г.) до «правителя дел главной конторы Невьянских заводов» (1850 г.).
Сохранились в некрополе захоронения многих невьянцев, внесших значительный вклад в развитие города. К таким относится К.Н. Куклин, известный в Невьянске мебельщик, удостоенный бронзовой медали УОЛЕ на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года в Екатеринбурге. По сей день благодарные невьянцы отдают дань памяти Н.Н. Решетову, екатеринбургскому купцу, скончавшемуся в 1897 г. в возрасте всего 42 лет, похороненному недалеко от Вознесенской церкви. Николай Николаевич Решетов в 1893-96 гг. был старостой храма во имя Святителя Николая чудотворца в Быньговском заводе и попечителем церковно-приходской школы, открытой в октябре 1891 г.
О жизненной трагедии напоминают молчаливые надгробия семейного захоронения известных невьянских купцов Карповых и А.В. Артюховой.
Глава семьи – Захар Евдокимович, и его сын Иван – екатеринбургские II гильдии купцы. И.З.Карпов – член Торгово-промышленной группы Невьянского завода, торговавшего мануфактурой и галантереей в Гостином дворе, староста и попечитель Свято-Троицкой единоверческой церкви Невьянска. В 1884 г. пожертвовал деньги на новый Преображенский иконостас Спасо-Преображенского православного храма (будущего собора). На средства Карпова при храме в 1903 г. открыта церковно-приходская школа; где он был попечителем. Вероятно, И.З. Карпов – автор надписи на надгробии в виде сломанной мраморной колонны с каннелюрами и крессом наверху, обвитой завязанной бантом лентой с надписью: «Памяти Александры Васильевны Артюховой + 10 октября 1884 года на 30-м году жизни. Прими незабвенная от покинутого друга в знак благодарности за минувшее счастье». По рассказам старожилов, Александра Артюхова была любовницей Ивана Захаровича и погибла не без помощи его законной жены.
Слева от Вознесенской церкви стоит литой чугунный крест с выпуклой надписью на подножии: «Здесь погребено тело павшего от руки // убийцы 19-го Августа 1907 года кассира // Невьянской заводской конторы // Якова Лукича Быкова // родившегося в 1854 году в Ярославской // губернии Ростовском уезде». Быков работал кассиром Невьянского завода, пользовался уважением земляков за честность и добросовестность, погиб во время нападения грабителей. Позолоченный крест на могиле кассиру поставили благодарные невьянцы.
Пожалуй, самыми красивыми и необычными для невьянского некрополя являются памятники Подвинцевых. Это резные мраморные гробы, покрытые поверх полосками ткани с розами. Фамилия Подвинцевы была связана с уральской золотопромышленностью на протяжении 70 лет. Гавриил Ермолаевич Подвинцев, возглавивший семейную компанию екатеринбургской II гильдии купец, имел родовое гнездо в Невьянске, был кавалером ордена Станислава I степени, занимал почетные должности в органах городского самоуправления г. Екатеринбурга (с 1894 г. состоял гласным в екатеринбургской городской думе), г. Троицка (был членом попечительства бедных), ассигновал содержание школ, больниц, приютов. С декабря 1892 г. являлся почетным членом Екатеринбцргского горного попечительства детских приютов.
В начале 1880-х гг. Подвинцев пожертвовал дом Невьянске под старообрядческую часовню. Моления в Свято-Троицкой часовне начались в 1886 г. В храме могло молиться до 800 человек. Именно в этой часовне и на площади возле нее 21 июня 1910 г. молились приехавшие в Невьянск со всей страны делегаты I всероссийского съезда старообрядцев часовенных.
Кладбище – не только место поминовения. Здесь концентрируется память и благодарность к людям, чей вклад в историю и культуру Невьянска высечен на камне.
В.М. МЕШКОВА,
ст.н.с. отдела фондов НГИАМ.
«Уральский музей», № 06 (44), июнь 2008 г.