СВЯЩЕННЫЕ ОКОВЫ
Михаил Никитич Романов и ныробские святыни
К XVII веку Ныроб насчитывал уже многие века своей истории. Возле него открыто селище XIII века. Жители занимались охотой, рыбной ловлей, на отвоеванных у леса клочках земли выращивали хлеб. Возможно, и дальше их жизнь протекала бы размеренно и спокойно, если бы ее не коснулась Смута.
В 1598 году Земский Собор избирал на царство Бориса Годунова. Сразу же после его воцарения образовалась оппозиция из бояр, мечтавших ограничить царскую власть. Как только Годунову стали известны тайные действия бояр, в опале оказались многие знатные люди. Среди прочих Годунов расправился с родом Романовых. Пятерых сыновей Никиты Романова, имевшего близкое отношение к царскому роду (сестра Никиты, Анастасия, была женой Ивана Грозного), вместе с женами, детьми и племянниками он сослал в разные места Русского государства.
Младшего сына Михаила заковали в почти трехпудовые кандалы (они охватывали ноги, руки, шею) и в сентябре 1601 года под присмотром стражи доставили в Ныроб. Прибывшие из Москвы стрельцы заточили Романова в сруб, опущенный в земляную яму. Доведенный до изнеможения, к весне 1602 года (по некоторым источникам, к августу) он скончался.
Однако, как сообщается в преданиях, местные жители пытались облегчить участь узника и тайно бросали в яму "съестные припасы". Но как только об этом узнала стража, их поймали и увезли на пытки в Казань (позднее оставшихся в живых по царскому указу возвратили в родные места). Похоронили Михаила Никитича на пригорке, метрах в трехстах от той ямы. После смерти Годунова, в марте 1606 года, тело Романова было перевезено в Москву и погребено в усыпальнице Романовых в Новоспасском (Новодевичьем) монастыре.
Все, что произошло в начале XVII века в чердынской деревне - из шести дворов, не прошли для нее бесследно. О Ныробе вспомнили сразу, как только в 1613 году Земский Собор избрал на царство племянника Михаила Никитича - Михаила Федоровича Романова, а в 1619-м Освященный Собор русских иерархов поставил патриархом Московским и всея Руси старшего брата Михаила Никитича - Филарета (Федора Никитича). По жалованной в 1621 году грамоте царя Михаила Федоровича ныробские крестьяне освобождались от налогов и пользовались льготами до середины XIX века.
Жители Ныроба своими челобитными стали напоминать царям о заслугах в спасении рода Романовых. Они просили сохранить данные им льготы и оказывать помощь в содержании храмов. Так, в 1682 году они писали: "В прошлом де во 1680 году в Ныробском погосте церковь Николая Чудотворца со всею утварью и их дворы погорели без остатку, и в прошлом же во 1681 году на том церковном погорелом месте они церковь вновь строити почели, а достроить им той церкви нечем, и великий государь пожаловал бы их для вечного поминовения боярина Михаила Никитича Романова и для их пожарного разорения и хлебного недороду тех стрелецких денег на прошлые 1680 и на 1681 году и на 1682 году и впредь с них не имати, чтоб ево царскому богомолию не запустети и им бы попам и достальным крестьянам врозни не разбрести". Царь распорядился и указал воеводе в Чердынь "податей никаких имать не велено, а вместо руги устроить их с землями, а буди земли нет и им велено давати по-прежнему руги по 20 рублев на соборе". По сведениям Посольского приказа, в Ныробском погосте в то время насчитывалось "церковных, и причетниковых, и крестьянских, и бобыльских 40 дворов да 2 избы".
В первой половине XVIII века на северной окраине Ныроба сформировался редкий по красоте каменный ансамбль: два церковных строения, объединенные ярусной восьмигранной колокольней на низком четверике. Подобные ансамбли возводились на Русском Севере, но в Чердынском крае он единственный. Сначала в январе 1705 года освятили летнюю пятиглавую Никольскую церковь. Пышное убранство фасадов, лемеховое покрытие глав, многоступенчатые карнизы и закомары, жучковый орнамент, полуколонны с капителями оказывали глубокое воздействие на человека. Много интересного создавалось и в интерьере - роспись стен по сухой затирке, многоярусный иконостас, обновленный в конце XIX века мастерами иконописной мастерской А. В. Федосеева из села Покча, "голосники" для лучшего резонанса, пол из чугунных плит…
Вторую церковь - Богоявленскую - возвели в 1736 году как зимнюю. Выступом у северной стены храмовой части отметили место захоронения Михаила Романова. Внутри церкви находилась гробница, здесь же хранились железные оковы царского родственника. Профессор Санкт-Петербургского университета Н. Г. Вагнер, побывавший в Ныробе в 1857 году, отметил, что "цепям Михаила Никитича приписывается даже целебное свойство, и во время церковных служб многие болящие надевают на себя части цепей (смотря по тому, сколько могут вытерпеть) и в таком виде простаивают целые обедни. Простой народ горячо верит в целебную силу цепей даже и по отношению к животным, ввиду этого многие ныробские обитатели возлагают цепи и на болящий домашний скот". Прикладывались к цепям и новобрачные по окончании венчания.
Над ямой, в которой сидел Михаил Никитич, возвышалась часовня во имя св. Архангела Михаила. В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу. С четырех сторон под карнизом часовни помещался текст, из которого следовало, что к сооружению часовни причастна Екатерины II: "На том месте построена была деревянная часовня, ныне вместо этой деревянной по указу Ея Императорского величества в 1793 году построена сия каменная часовня единственно в память бывшего на том месте в заточении боярина Михаила Никитича Романова тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева".
Из маленькой деревни Ныроб вырос в большое село на севере Пермской губернии. За год здесь бывало до 6 тысяч паломников, более всего в Великий пост - до 1200 человек. Ежегодно 6 сентября (в этот день православная церковь вспоминает чудо св. Архистратига Михаила в Хонех. - Г. Ч.) в часовне совершалась панихида по Михаилу Никитичу, а в праздник Святой Троицы на площади у часовни служился молебен св. Архангелу Михаилу.
В середине XIX века пермский историк В. Н. Шишонко высказал сомнение в подлинности цепей Михаила Никитича. Виновником слухов был уездный судья С. Я. Коновалов, изготовивший копию цепей для своей коллекции древностей. В 1910 году цепи обследовала специальная комиссия Пермской епархии, заключение которой публиковалось в печати. Подлинные цепи с 1928 года хранятся в Чердынском краеведческом музее имени А. С. Пушкина.
Георгий ЧАГИН
Журнал «Родина», № 11, 2001 г.