Церкви и храмы Урала >

ПЕРВЫЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ АРАМИЛЬСКОЙ СЛОБОДЫ

Арамильский храм, хотя и без восстановленной колокольни, впечатляет своей монументальностью, классической красотой. Особенно хорош он со стороны реки, которая окаймляет церковную территорию, где растут высокие березы и тополя. Место это святое, намоленное. Здесь когда-то стояла и первая деревянная церковь Арамильской слободы, стояла за укрепленными стенами форпоста. Форпост имел военную команду, призванную нести государеву службу, не только военную, но и по организации хозяйственной жизни, защищать население Арамильской слободы от набегов немирных соседей.

Население Арамильской слободы находилось под защитой и местного духовенства, которое окормляло свою паству, нравственно развивало и поддерживало ее, распространяло православие в этих землях. В условиях малоосвоенного сурового уральского края, в обстановке частых набегов башкирцев деятельность первых священно-церковнослужителей Арамильской слободы была поистине подвижнической.

Сохранившиеся архивные документы XVII-XVIII веков среди фамилий духовенства Арамильской слободы упоминают фамилию Бирюковых, служивших в Арамильской слободе более ста лет с момента ее основания в 1675 году.

Первым из Бирюковых, определенных в церковь Арамильской слободы, был Тимофей Матфеев Бирюков, дьячок, позднее – священник. Он был уроженцем Тобольска, сыном протопопа Софийского кафедрального собора главного города Сибирской епархии Тобольска. Вырос Тимофей Матфеев в культурной среде, достаточно сказать, что другом и прихожанином его отца был знаменитый ученый, автор книги “Политические думы” Юрий Крижанич. Эту культуру Тимофей Бирюков привнес в духовную атмосферу первого храма Арамильской слободы. Родился Тимофей Бирюков около 1640 г., следовательно, к моменту его приезда в Арамильскую слободу ему шел четвертый десяток лет, по меркам того времени, он считался уже немолодым человеком.

Из детей Тимофея Матфеева Бирюкова (второе поколение) упоминаются в источниках: Данило и Прокопий. Родовое отцовское гнездо в Арамильской слободе наследовал по традиции старший сын Данило, рожденный около 1660 г., служивший дьячком в Арамильской церкви. Данило Тимофеев Бирюков вел делопроизводство в церкви, выступая своеобразным ее историографом, фиксируя в метрических книгах рождения, бракосочетания, кончины жителей слободы. Его младший брат Прокопий Тимофеев, рожденный около 1667 г., из Арамильской слободы в 1710 г. был переведен священником в Белоярскую слободу. Он прослужил в Арамильской слободе не менее 20 лет. Перевод Прокопия, возможно, был связан с тем, что в 1709 г. была спалена Арамильская церковь. Прокопий Тимофеев Бирюков был многодетен: дети его, также священнослужители, рассеялись в Катайском, Калиновском, Шмаковском и других селах.

Из третьего поколения духовенства Арамильской слободы рода Бирюковых известны: Андрей Данилов Бирюков, рожденный около 1682 г., пономарь, сведения о чем имеются за 1730, 1735, 1747, 1755 гг., и Филипп Данилов Бирюков, переведенный из Арамильской слободы священником в Агарацкое село Тобольского уезда, где он и скончался ок. 1747 г. Это поколение Бирюковых принимало деятельное участие в возведении второго деревянного храма Арамильской слободы. Этому же поколению пришлось исполнять требы населения, не имея церковного здания более 16 лет.

У Андрея Данилова Бирюкова было двое сыновей, представителей четвертого поколения Бирюковых, арамильских священнослужителей. Из его собственных свидетельств, закрепленных под присягой его подписью, известно, что его старшему сыну Алексею было в 1730 г. 15 лет, что в следующем 1731 г. Алексей находился в отлучке в Тобольске, а младшему его сыну Семену в 1730 г. должно было исполниться 5 лет. В другом документе 7-летний Семен уже числится учеником Каменской школы, что находилась в ведении Далматовского монастыря.

Пономарь Андрей Данилов Бирюков прожил долгую жизнь, пережил сыновей. Старший его сын Алексей родился ок. 1715 г. В это время в Арамильской слободе строилась, заложенная в 1712 г. по благословению Митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна, вторая церковь в честь Рождества Христова. В эту церковь в 1731 г. по грамоте Архиепископа Алексей Бирюков был определен пономарем. Позднее он служил священником Архангельской церкви села Бобровского, что близ Арамили. В материалах тобольского архива записано о кончине Алексея Бирюкова: “Бобровского села прошлого 1755 г. января 17 дня… священник Алексей Бирюков волею Божию помре”. В этом же документе сказано, что у него осталась вдова “с детьми мужского и женского полу с шести человеками”.

Из пятого поколения Арамильских священнослужителей рода Бирюковых в церкви Рождества Христова в 1773 г. служил диаконом Петр Алексеев Бирюков. 28 октября 1773 г. он был возведен в сан священника к церкви села Камышевское, хотя в одном из документов упоминается 1795 г. его отъезда из Арамильской слободы. По названию села один из его внуков Бирюковых получил в Пермской семинарии новую фамилию Камышевский. Известно, что Петр Бирюков благословлял ополченцев на ратный подвиг при нашествии Наполеона в 1812 г.

В 1782 г. сгорела церковь Рождества Христова, вместо которой Преосвященным Варлаамом было дано разрешение строить третью деревянную церковь, поименованную Свято-Троицкой. Это название сохранил и построенный по ее обветшанию в середине XIX в. каменный храм Арамили.

Архивные документы, в том числе и метрические книги, свидетельствуют, что в Арамильской слободе были еще Бирюковы, числившиеся государственными крестьянами. Есть предположения, что они из младших детей духовенства, вынужденных вследствие нехватки праздных церковнослужительских мест приписаться к крестьянскому сословию, чтобы добывать средства к жизни хлебопашеством. Это предположение основано и на том, что из этих Бирюковых были церковные старосты Арамильской слободы. Дочь одного из арамильских крестьян – Андрея Тимофеева Бирюкова – Фекла Андреева вышла замуж за мастерового Козицына. Потомок этой ветви Козицыных, Семен Потапов Козицын, горного ведомства сын мастерового, по распоряжению епархиального начальства был в мае 1870 г. принят в духовное звание в должность пономаря. Не сыграло ли в этом решении Семена Козицына сменить род деятельности фамильная память о том, что в роду Козицыных со стороны Бирюковых были выходцы из духовного звания? Еще одна ветвь Бирюковых изменила сословную принадлежность: из поверстанных в солдаты, выслуживших офицерские чины, пошло дворянство рода Бирюковых, осевших уже в центральной России.

История не сохранила нам облика первых священно-церковнослужителей Бирюковых из Арамильской слободы. В XVII-XVIII веках фотографии еще не существовало. Возможно, чей-то облик был запечатлен церковными иконописцами, но и эти свидетельства истории в сложном ее течении погибли. Но когда я смотрю на портрет моего деда Ивана Николаевича Бирюкова, выпускника Екатеринбургского Духовного Училища, обучавшегося в Тобольской Семинарии, и знаю, что внешне он очень похож на своих братьев четвертой и даже шестой степени родства, я могу с уверенностью сказать, что он наследовал многое от внешности тех Бирюковых, первых представителей духовенства Арамильской слободы.

За триста лет священнослужения Бирюковы породнились почти со всеми фамилиями потомственного уральского духовенства: Флоринскими, Топорковыми, Плотниковыми, Капустиными, Федоровыми, Третьяковыми, Меркурьевыми, многими другими. Породнились они и с выдающимися деятелями горнозаводского производства: Обуховыми, Карадеровыми, Карпинскими, Ивановыми, Бояршиными...

Из прямых потомков первых арамильских священнослужителей известен церковный писатель Евлампий Ионов Бирюков. Его книги находились в библиотеке Уральского общества любителей естествознания, широко распространялись по России: “Голос пастыря к простому народу в тяжелое время России”, “Пастырские наставления простому народу против пьянства”, “Назидательные рассказы из жизни православных пастырей”, “Ответы на недоуменные вопросы веры, нравственности и обрядов христианских” и др. Евлампий Ионов Бирюков был соучеником писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка по Екатеринбургскому Духовному Училищу и Пермской Семинарии, оставил воспоминания о семинаристе Д.Н. Мамине, к тому же он был родственником Мамина-Сибиряка по своей жене, по ней же он был в родстве со знаменитым русским ученым Д.И. Менделеевым.

В дореволюционном словаре Венгерова упоминается писатель Аркадий Афанасьев Бирюков, окончивший Пермскую Семинарию, также прямой потомок арамильских священнослужителей. Однако из этих потомков наиболее известен Владимир Павлович Бирюков, выпускник Пермской Семинарии, писатель, археолог, краевед, основатель музеев и научных хранилищ. Премией и медалью его имени награждают выдающихся краеведов, сделавших открытия, написавших книги.

Владимир Павлович Бирюков не оставил потомков. Его единственный сын Иринарх, талантливый студент Уральского университета, был арестован и в 1937 году погиб. Жестокости 20-30-х годов коснулись и некоторых других прямых потомков первого арамильского духовенства из рода Бирюковых.

Богоборчество и разрушение святынь прошлось по церковным зданиям безжалостно. Пострадал и Свято-Троицкий храм Арамили. Ныне он вновь является действующим, в нем идут службы. Одновременно со священнослужением его духовенство деятельно трудится над реставрацией храмового здания, ищет, по крупицам восстанавливает его духовную историю, у истоков которой стояли первые священно-церковнослужители Арамильской слободы.

Э. Е. ЧУМАКОВА
"Православная газета", 2002 г.

 

 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)