Реки и озера Урала >

ОТ УКТУССКИХ ГОР ДО АРАМИЛЬСКОГО ПРУДА

Сейчас не редкость встретить людей, которые сплавлялись на рафтах в Турции или Египте, но ни разу не проплывали по речкам, находящимся в нашей области. Я, например, не понимаю — зачем ехать куда-то и платить в долларах, если это можно получить здесь и за рубли. Однодневный сплав по реке Исети от Химмаша до города Арамили несомненно доставит вам удовольствие — экстрима на этом участке будет предостаточно.

Плотина нового завода

Наше путешествие начинается от плотины Нижне-Исетского пруда. Он возник на южной окраине Екатеринбурга в 1789 году. Рядом был построен и в 1798 году пущен казенный железоделательный завод и поселение. Народ окрестил завод Новым, в отличие от старого, Верх-Исетского.

Современный вид плотина получила в конце 50-х — начале 60-х годов. Нина Бескоровайная, в те времена главный инженер отдела капитального строительства завода «Уралхиммаш», вспоминает:

«Плотина находилась в таком состоянии, что по ней было опасно ездить. И хотя проект был готов, начало строитель­ства затянулось на полгода. Затвор, сделанный из лиственницы и находящийся под водой, был в прекрасном состоянии, и его трогать не стали, только дополнительно забетонировали и сделали шлюзы. Капитально переделали верх, увеличив высоту плотины.

Хотелось, чтобы сооружение радовало глаз — ведь это были ворота в соцгород. По проекту ограждение вдоль плотины должно было быть полностью чугунным. Но Стройбанк отказал в финансировании, поскольку это была стройка местного значения. Удалось сделать решетку только над тоннелем. Дальше идет бетонная стенка. Ее сделали цветной, что для тех времен было большим новшеством. Белый цемент, в который затем добавили краску, пришлось везти из Англии, поскольку у нас такой тогда не производили».

В те времена пруд был относительно чистым, и рядовой житель мог узреть в прибрежной зоне купающихся директора завода с супругой. Нынче пруд сильно загрязнен промышленными отходами.

Реки Водоканала

В отличие от большин­ства рек весенний сплав по этому маршруту нежелателен. Слишком много всевозможных труб и мостиков встретится вам на пути, и большинство из них низко нависают над водой. У первого из их числа, находящегося чуть ниже плотины и построенного лет сто пятьдесят тому назад, высокие арки, но на выходе вас встретит свисающая арматура, закрепленная здесь уже в наше время.

Речка бежит шустро, все-таки спускается она с Уктусских гор, с воды видна только ласкающая глаз зелень — и вдруг вместо фитонцидов ваш нос учуял до боли знакомые запахи. Откуда они? Да с левого берега. Там находится аэрационная станция.

Сравнительно недавно очистные сооружения у нас были только для вида. В 50-х — 70-х годах почти все стоки шли без очистки напрямую в реку. На 50 км ниже Свердловска в ней погибло все живое. И только в мае 1976 года бульдозер засыпал прямой выход канализационного коллектора в Исеть, и городские стоки пошли на участок механической очистки построенной к тому времени первой очереди станции. Вы увидите, как из контактного канала вырывается такая же по ширине и глубине река, как и та, по которой вы плывете.

Но запах не отбить ничем. И рыболовы, которых хватает даже на этих берегах, на ваш вопрос: «А не попахивает ли рыбка?», отвечают: «Попахивает, но у Арамили рыба уже хорошая».

Раз плотина, два плотина

Проплыв под мостом ЕКАД, вы увидите вдалеке корпуса Мельзавода № 3. Это самое высокое здание в округе, по которому можно точно определить местонахождение поселка Большой Исток.

Сейчас этот пункт больше известен благодаря правительственным дачам. В веках же прошлых-позапрошлых его знали и без такого пиара.

Поселение возникло еще в допетровские времена. Село росло, и впоследствии многим стало не хватать пахотной земли. Они находили заработок на мельнице Степанова, на торфоразработках, занимались старатель­ством и другими ремеслами.

В 20-х — 30-х годах были найдены богатейшие россыпи золота на территории от нынешнего ЕКАДа до Мельзавода и вдоль железной дороги, протянувшейся от него к станции Кольцово. Говорят, что при ее строительстве нашли самородок весом 13200 граммов.

Пахотной земли в окрестностях Екатеринбурга было мало, а жителей много — заводам требовались рабочие руки. Поэтому и мельницы ставились на реках в большом количестве — работники хотели есть. Со временем водяной привод заменили паровой машиной, однако плотины остались — слишком много сил требовалось на слом, ведь ставили на века.

Вот к такой плотине вы и приплыли. Быстрее приставайте к мосткам на правом берегу и сходите на разведку. Бывалые водники, покорители Ревуна, может, и рискнут пройти этот рукотворный порог, обычным же смертным лучше обнести его.

Эта плотина встретила вас на входе в поселок. На выходе из него вас встретит вторая, которую обносят все, — слишком много торчащего железа там сосредоточено. Зато этот обнос будет по­следним — дальше препятствий нет.

Смотрим по сторонам

Камням, образующим порог Ревун, 300 млн лет. Именно тогда проснулся вулкан, изливший лаву на месте будущего русла Исети. Другой вулкан неплохо поработал в окрестностях будущего Большого Истока. Было это, правда, гораздо раньше, поэтому и порога не осталось. Зато вдоль берегов и в русле очень много гранитных булыганов. Лучше не зевать, а то сядешь на обливной камень. Иногда выступающих из воды камней так много, что приходится лавировать.

Плывя по немногим свободным от камней участкам воды, туристы поглядывают на берега, знакомясь с со­временной сельской архитектурой. Земли Большого Истока и пригородов Арамили активно скупаются и застраиваются. И двух одинаковых домиков по соседству на этих берегах Исети вы не увидите.

Но вот река замедлила течение — чувствуется подпор Арамильского пруда. На данный момент он совсем не украшает город, скорей наоборот. Во-первых, вся рыба, погибшая из-за очередного подпольного слива отравы очередным неустановленным предприятием, сносится сюда, «украшая» собой берега.

Ну а во-вторых, за столетия существования пруд обмелел и зарос. Еще лет 20—30, и он станет мелок даже для резиновой лодки. Местные краеведы утверждают, что толщина ила местами достигает пяти метров. Как сказал один остроумный человек: «Целое месторождение всевозможных полезных ископаемых, чтобы далекие потомки не говорили, будто предки им ничего хорошего не оставили».

В Москву, в Москву

Впрочем, в Москву стремились чеховские героини. Вам же надо в Екатеринбург (а кому-то, может, еще дальше). Автовокзал находится рядом с церковью, а церковь стоит на берегу реки. Через речку идет пешеходный мостик. Слева и справа от него дамба, облицованная бетонными плитами. Вот к такой плите вы и причаливаете. И пусть круто, зато сухо.

Кроме рейсовых автобусов через Арамиль проходят не учтенные в расписании маршрутки, так что ждать вам транспорта не более десяти минут.

Борис МАЙДАНИК
«Уральский рабочий», 02.07.2009 г.

 

 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (16)