Религия и оккультизм >

ТРИСТА ЛЕТ ВМЕСТЕ 

В беспокойный год злобной собаки невольно вспоминается «число зверя» и 1666 год, когда открылся церковный собор, годом позже предавший анафеме раскольников.

СтарообрядецНесмотря на то, что на дворе давно XXI , а не XVII век, именем старообрядцев до сих пор пугают почтенную публику. В последнем отечественном блокбастере «Охота на пиранью» именно старообрядцы выступают в качестве сил зла. Это объяснимо, учитывая, насколько мало мы знаем о них, а неизвестное всегда пугает. Интересно, что предлагаемая авторами фильма идеологическая схема за триста лет не сильно изменилась. По-прежнему умные и справедливые слуги государевы спасают Русь (пусть не словом Божиим, но силой оружия), а злобные и ограниченные староверы мешают им в этом.

Не принимали староверы и сторонились отравленного испорченного мира антихриста, под которым понимали патриарха Никона и многих русских царей, начиная с Алексея Михайловича. Они считали, что антихрист, придя в мир, отравил воду, землю и воздух, поэтому для многих приверженцев старой веры стало невозможным вдыхать этот воздух и пить эту воду, а лучшим выходом стал уход в мир иной. Кроме того, согласно указам Алексея Михайловича, изобличенные в староверии подлежали безжалостному физическому уничтожению, в том числе и путем сожжения. Именно так был казнен в Пустозерске протопоп Аввакум. Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова была посажена за свои убеждения в пятисаженную земляную яму, где вскоре и умерла от голода. Поэтому выбор был невелик. Отсюда и многочисленные случаи массовых самоубийств.

Старообрядческое селоНе любило их и российское государство за вольнодумство и упрямство. Не случайно среди староверов всегда был высок уровень грамотности. Тем временем, наиболее непримиримые либо были уничтожены государством, либо погибли в многочисленных «гарях», а остальные в той или иной степени примирились с реальностью. И уже в рамках «греховного» государства они стали важнейшей частью его истории и культуры. При слове «старообрядцы» у среднего россиянина, скорее всего, всплывет в памяти таежная затворница Агафья Лыкова, боярыня Морозова с картины Сурикова да знаменитые самосожжения. Между тем уральскими старообрядцами сделано многое из того, что нас сейчас окружает, хотя мы может этого и не замечать. Кстати, лицо боярыни Морозовой Суриков писал с одной уральской старообрядки, случайно встретившейся ему в Москве.

Характер староверов

За столетия гонений с среде староверов сформировалось своеобразное отношение к жизни, самобытная философия, позволившая за долгие годы гонений добиться того, что в России начала XX века около 60% промышленного капитала было сосредоточено в руках старообрядцев.

Они, как правило, не пьют, хотя, в крайнем случае, допускается выпить не более трех рюмок вина, но только по воскресеньям. Напиваться же «до потери образа Божьего» считается недостойным и постыдным. Также в их среде существует запрет на курение табака, поскольку считается, что это сорняк, выросший из крови нечистого. Интересно, что в XVIII веке в среде староверов существовали запреты даже на чай и самовары. Хотя постепенно отношение к этому напитку менялось, поскольку чай все же лучше спиртного.

Дом старообрядцаМат отрицается как богохульство. Считается, что матерящаяся женщина делает несчастливым будущее своих детей. Детей староверы называют по Святцам, а потому именами редкими (Паригорий, Евстафий, Лукерья), хотя встречаются и вполне привычные имена. Мужчинам предписывается носить бороду, девушке косу. Кроме того, каждый человек должен быть подпоясан, необходимо постоянно, не снимая, носить ремешок. Соблюдение обрядов, праздников и ежедневные молитвы также являются неотъемлемой частью жизни. Отношение к смерти у староверов спокойное. Принято заранее готовить «снаряду» (одежду, в которой положат в гроб): рубашку, сарафан, липовые лапти, саван. Мать должна подготовить сыну снаряду и дать ему, когда он пойдет в армию. Также необходимо было заготовить гроб, желательно выдолбленный из цельного куска дерева.

Аборт считается грехом еще более тяжким, чем убийство, ибо младенец в утробе матери – некрещеный.

«Требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех» - еще один принцип старообрядцев, поощряющий трудолюбие и активность. Иметь «тугое хозяйство» всегда было важным для этих людей, ибо оно позволяло иметь опору в трудные времена. Уходя из обжитых мест на Урал и в Сибирь, им приходилось много и напряженно работать, что создало привычку к тяжелому труду. Аскетизм, обусловленный религиозной традицией, не позволял сорить деньгами и жить в праздности. Вообще не работать для старообрядца – грех, впрочем, работать плохо – тоже.

Важной чертой их мировосприятия является любовь к своей малой родине как к дому своего тела и души, который надо сохранять в красоте и чистоте.

Успешность староверов в бизнесе часто несет в себе искушение провести параллель с протестантским капиталистическим духом индивидуализма и конкуренции. В действительности же старообрядцы если и вступали в конкурентную борьбу, то это была борьба с окружавшим их миром темных сил. Они считали, что имен благочестивые староверы избраны Господом для вечной жизни, поэтому, во что бы то ни стало, необходимо было сохранить свой собственный мир. Староверы-предприниматели были коллективистами. Они считали, что все члены общины должны относиться друг к другу как братья. Поэтому любая мастерская или фабрика несла в себе семейные черты. Отсюда же проистекает и склонность староверов к благотворительности. Старообрядческий традиционализм в этом смысле ближе к японской трудовой этике с их «кружками качества» и культом своей компании.

Демидовы

Крюк для извлечения ведра из колодца. Село ТаватуйПервые заводы Демидовых, фактически, были созданы старообрядцами. Поговаривали, что сами Никита и Акинфий были тайными раскольниками. Они выписывали лучших мастеров-староверов с Олонецких заводов, принимали беглых, скрывали их от переписей. Акинфий Демидов даже построил на окраине Невьянска старообрядческий монастырь. Таланты староверов дали впоследствии богатые всходы. Беглопоповцы Ефим и Мирон Черепановы построили в 1833-34 гг. первую в России железную дорогу и первый паровоз.

Вероятно, уральские староверы имели отношение и к изобретению русского самовара. Чай с XVII века начал поступать на Урал из Китая. Именно сочетание китайского чая и уральской меди привело к появлению самовара, который родился именно здесь, а не в Туле. Первое упоминание самовара содержится в списке изъятого на Екатеринбургской таможне и датируется 1740-м годом. А самовар тот был Иргинского завода, состоявшего почти полностью из беглых раскольников. Именно мастера, привезенные Н. Демидовым с Урала в Тулу, открыли в середине XVIII века первые самоварные мастерские.

В невьянских владениях Демидовых сложилась своеобразная школа иконописания. Это самобытное явление культуры получило название «Невьянская икона». В ней сохранились традиции древней Руси, и в то же время входили тенденции Нового времени в виде черт барокко и классицизма. Популярность невьянских старообрядческих иконописцев была настолько велика, что они в XIX веке работали уже не только для общин часовенного согласия или единоверцев, но и для официальной церкви. В Екатеринбурге с 1999 года существует уникальный бесплатный частный музей «Невьянская икона». В марте 2006 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые в Москве с успехом прошла выставка коллекций екатеринбургского музея «Невьянская икона: уральская горнозаводская иконопись XVIII - XIX веков».

Генерал В.И. де Геннин тоже ценил трудолюбие староверов и серьезным гонениям их не подвергал, хотя время от времени их ловили, рвали ноздри и пороли. Другой основатель нашего города, В.Н. Татищев, исполняя государеву волю, спуску раскольникам не давал. В 1736 году по его приказу было изловлено 72 монахини и 12 монахов, которые на 30 лет были заточены в специально выстроенную в Екатеринбурге тюрьму.

Именно жители старинного старообрядческого поселка Шарташ стали первыми строителями Екатеринбургского завода – будущей столицы горнозаводского Урала. В XVII веке, когда Екатеринбурга и в помине не было, Шарташ был богатым селом, в котором располагалось более десяти скитов и проживало около четырехсот жителей.

В 1745 году житель того же селения Шарташ, старообрядец Ерофей Марков, обнаружил во время прогулки по лесу крупинки самородного золота, положил начало массовой добыче золота в России. На месте находки в 1748 году появился первый в России золотой рудник.

Екатерина II отменила двойной подушный оклад староверов, прекратила их преследования. Они получили возможность приписываться к купеческому сословию. После этого число старообрядцев среди уральского купечества стало быстро расти и приближаться к ста процентам.

Развалины дома купца  Рязанова в Екатеринбурге на ул. КуйбышеваВладельцы салотопенных заводов и золотых приисков купцы Рязановы играли большую роль в религиозной жизни Урала. Я.М. Рязанов, считавшийся главой всех уральских староверов, заложил в 1814 году в Екатеринбурге большой молельный дом. Однако власти тогда не разрешили продолжать строительство. Только после того, как в 1838 году Рязанов и многие его сторонники перешли в единоверие, им разрешили достроить храм. Так, в 1852 году появился Свято-Троицкий собор, ныне являющийся кафедральным и принадлежащий Русской Православной Церкви.

В советские годы храм лишился куполов, колокольни и был передан «Свердловскавтодору». Несколько позже в здании разместился ДК «Автомобилистов», место известное среди городской интеллигенции тем, что в годы перестройки тут демонстрировались различные интеллектуальные кинофильмы и даже действовал дискуссионный клуб. В 1990-е годы здание было передано Екатеринбургской епархии РПЦ и было восстановлено. Купола и колокольню пришлось возводить заново, но уже в 2000 году храм был освещен лично приехавшим сюда Патриархом Алексием II .

При советах жить…

Безбожная советская власть крепко ударила по старой вере. Чтобы сократить влияние старообрядчества, сильное давление оказывалось на лидеров общин. Их либо ликвидировали, либо высылали, либо принуждали отказаться от внешних проявлений религиозной жизни.

БоронаХотя крепкие и хозяйственные мужики ценились и при новой власти. Правда теперь приходилось отказываться от икон и вступать в партию, но традиции и образ жизни во многом сохранялся. Вспоминается в этой связи жизнь или судьба знаменитого курганского полевода Терентия Семеновича Мальцева. Он, будучи представителем одного из староверческих согласий, никогда не пил, ни дня не учился в школе, но при этом был грамотен, имел красивый почерк, умел читать по старославянски и в силу своей грамотности и рассудительности одно время исполнял обязанности «старика» в сельском молельном доме.

В 1916 году Терентия Мальцева забрали в армию. Шла Первая мировая война. Довольно быстро он попадает в плен и с 1917 по 1921 годы находится в немецком городе Кведлинбург.

После окончания Гражданской войны Терентий Семенович возвращается в Россию. Здесь он увлеченно занимается агротехникой и в итоге становится дважды Героем Социалистического Труда, почетным академиком ВАСХНИЛ. Старообрядческая забота об окружающей природе, видимо, проявилась в том, что Терентий Мальцев разработал щадящий безотвальный способ обработки земли, за что и получил в 1946 году Государственную премию СССР. Его книги «Слово о земле-кормилице», «Думы об урожае», «Раздумья о земле, о хлебе» проникнуты размышлениями о взаимоотношениях человека с природой.

Появившись на свет еще в начале царствования императора Николая II в 1895 году, пройдя все испытания, выпавшие на долю родной страны, Терентий Семенович ушел из жизни уже в первые годы правления президента Ельцина, в 1994 году. Так, 99 лет староверческое смирение и трудолюбие помогало Терентию Мальцеву выносить все тяготы и лишения, выпавшие на долю простого русского человека.

Места проживания

Христовоздвиженская единоверческая церковь на ВИЗе. Построена в 1837 г.Урал стал крупнейшим местом проживания староверов, которые бежали сюда со всей России. Первые поселения староверов на Урале появились на реке Нейве и ее притоках. Беглопоповцы расселились в районе Невьянска, Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Представители часовенного согласия (стариковщины) компактно проживают в д. Захарове (близ Лысьвы Пермской области), г. Невьянск, пос. Большая Лая (Свердловской области), Тугулымском районе, г. Ревда и г. Полевской. Большое число староверов в Свердловской области живут в поселке Шамары, селе Пристань и других деревнях Артинского района, в Красноуфимском районе (с. Русская Тавра), Невьянском и Баранчинском районах. Это в значительной степени приверженцы Белокриницкого согласия.

В пределах Пермской области официально зарегистрированы приходы в Перми, Очере, Верещагине, Чайковском, Кудымкаре, на станции Менделеево, в селах Бородулино, Сепыч, Путино.

В 1990-е годы началось активное строительство старообрядческих храмов. В 1990 году был освящен храм в г. Омутнинск Кировской области. На основе этого проекта был построен в 1993 году храм в г. Верещагино. В 1994 году старообрядческой общине Екатеринбурга было передано старинное здание храма, служившее до того музеем. С 1996 года действует храм в поселке Шамары. Храм в городе Миасс был построен за четыре года и освящен в 1999 году.

В Екатеринбурге в районе улиц Тверитина, Белинского и Розы Люксембург через несколько лет должен появиться еще один старообрядческий храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Его собираются построить представители поморского согласия, отвергающие священников (беспоповцы). К Белокриницкому согласию, рукополагающему собственных священников, относится екатеринбургская ВИЗовская церковь. Вообще, разнообразных согласий в старообрядчестве очень много. Федосеевцы и филипповцы, например, отвергают брак. Беглопоповцы принимают священников - «беглых» - из других согласий и направлений. Одно из самых демократичных согласий – нетовцы. У них ничего нет: ни священников, ни храмов. Они верят в то, что только индивидуальный контакт с Богом через молитву может быть спасительным. Наиболее таинственной группой считаются бегуны или истинно-православные христиане странствующие (ИХПС). Они проповедуют уход из мира антихриста, поэтому порывают все связи с обществом. Не имеют недвижимого имущества, паспортов, не платят налогов, не участвуют в переписях, не приемлют современного летоисчисления, не имеют имени и потому называются рабами Божиими. Связь имеют только с небольшой группой лиц, поддерживающих их материально. В годы Советской власти они перешли на нелегальное положение и сблизились с Катакомбной церковью, поэтому и вследствие своей антигосударственной позиции находились под пристальным вниманием чекистов.

Андрей ЛЯМЗИН,
кандидат исторических наук.
Уральский географический журнал «Подорожник», лето 2006 года.