Уральские дольмены >

ДОЛЬМЕНЫ НА КАМЫШЕНКЕ
(Кто здесь жил до нашей эры?)

Рисунок дольмена

Охотиться на боровую дичь я предпочитаю в лесных массивах, ограниченных с севера горой Шитовский Толстик, с запада и юга реками: Камышенкой, Хвощевкой и Шитовским Истоком. Охотничьи угодья делятся серовским трактом приблизительно на равные части, удаленные от г. Верхняя Пышма на 25 км.

Первую охотничью тропу в этих угодьях я проложил осенью 1958 года, и она свела меня с первым археологическим памятником - каменным сооружением П-образного сечения (культовые сооружения из каменных плит называют дольменами). Кладка была явно рукотворной. Но кто, когда и для кого сложил эти камни в таежной глуши?

Через четверть минуты я вновь с изумлением остановился, но теперь гранитной глыбы, на горизонтальной поверхности которой имелся рукотворный веретенообразный желоб. И вновь вопрос: в какой зависимости находится желоб с каменной кладкой - случайной или преднамеренной? Оба объекта отстоят друг от друга в пределах видимости.

Особой добычливостью и ландшафтной прелестью отличался восточный склон горы Шитовский Толстик. Шестикилометровая древняя тропа ведет по девственному лесу то прямо, то увлекая вправо, то влево; то дважды стремительно и смело падает вниз к бродам и тут же игриво взбегает вверх и оканчивается у каменной палатки и старательских отвалов.

Другое дело охотничьи тропы. Они-то в разное время и привели меня, предположительно к кратеру от падения метеорита и к трем новым каменным кладкам. Все находки расположены вблизи древней тропы и тяготеют к ее серединной части. Вторая каменная кладка (дольмен), идентичная первой, обнаружена мной в 1962 год, в 100-200 м ниже древней тропы по косогору.

Рисунок Дольмен

Мысль о причастности находок к культовым сооружениям впервые зародилась у меня, когда обнаружил третью и четвертую каменные кладки. Они расположены вдоль и выше древней тропы на 150-200 м и удалены друг от друга на 350-400 м. Каждая сооружена из четырех прямоугольных гранитных плит толщиной приблизительно 15 см, три из которых установлены вертикально на ребро и вкопаны, образуя в плане букву П, при этом торцевая плита обращена на восток. Столешница уложена сверху с зазором между торцевой плитой шириной в ладонь.

Твердая убежденность в причастности находок к культовым сооружениям пришла с обнаружением в 1972 году пятой и шестой кладок, аналогичной третьей и четвертой. Находки отличались строгими геометрическими формами плит, гармоничными соотношениями размеров, и чувствовалось, что они возводились по выверенному временем канону (автохтонному архитектурному ордеру).

Наряду с первыми двумя типами кладок часто встречался и третий тип, состоящий из кладки первого типа, обложенной камнями с торца и обоих боков, с открытым торцом, обращенным на запад.

Каменные кладки и гранитные глыбы с желобами, обнаруженные мной с 1958 по 1972 год, безусловно, являются археологическими памятниками, за которыми стоит неведомая духовная, мировоззренческая и идеологическая культура древних обитателей прибрежных зон, по меньшей мере, трех озер: Исетского, Шитовского и Вашты.

В 1973 году я обратился в институт истории и археологии УрАНа в надежде вызвать к находкам интерес археологов, но мое обращение было проигнорировано. А в 2000 году я доверился уральскому краеведу Владиславу Григорьевичу Непомнящему. И начались наши совместные поиски под эгидой Исторического музея г. В. Пышмы. Группой в составе: А. А. Бодрых, В. Г. Непомнящий и Г. К. Фефелова в июле 2002 года, приблизительно в 500-тах метрах восточнее реки Камышенки, обнаружены пять компактно расположенных дольменов. При их визуальном осмотре оказалось, что кладки П-образного сечения установлены на горизонтальные гранитные плиты и использовались как очаги. Ниже, у подножия горы, обнаружен пласт древесного угля, вскрытый дорожной дренажной канавой. Отсутствие круговой бровки, характерного признака жжения угля в прошлом, свидетельствует о возможной находке места трупосожжения.

В поисковые сезоны 2001-2002 годов группами и одиночками обнаружено семнадцать дольменов третьего типа, два из которых частично раскопаны археологами УрГУ и НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры. Следует отметить, что раскопка второго дольмена состоялась после публикации в газете "Подробности" и визита автора в археологическую лабораторию УрГУ.

Дольмен

Привлекает внимание крупный фрагмент горшка с осколками. Мелкие осколки керамики были неравномерно распределены с южной и частью с восточной сторон. Близко к основаниям трех плит, установленных на ребро, от ствола сосны до горшка обнаружены кальцинированные, а также неопределимые кости и зуб животного. Тщательный осмотр сооружения с каменной крышей, углубленного в почву, позволил идентифицировать его с дольменом. Одновременно обращено внимание на возможность проникновения в погребальную камеру дольмена без демонтажа поминального очага, для чего достаточно последовательно удалить некоторые камни. Фактически, захоронение представляет собой комплекс, включающий дольмен, поминальный очаг и каменный курган. В этой связи представляется целесообразным присвоить каменному сооружению уточненное наименование, более отвечающее его функциональному назначению и структуре, например, "курганный комплекс" или "погребальный комплекс".

Фактический материал, собранный по археологическим памятникам, невелик и не дает оснований для объективных интерпретаций. И все же, опираясь на ряд логических построений, можно предположить несколько рабочих гипотез.

Погребальный обряд

Схема курганного комплекса

На склонах гор или плато, на заранее выбранном месте, рылась могильная яма до материка, а в аллювиях глубиной 0,5-0,6 метра. На дне ямы сооружался дольмен, крыша которого устанавливалась на уровне с почвой, при этом сторону погребальной камеры, обращенную на запад, оставляли открытой. Зазоры между откосами ямы и дольменом заполнялись плоскими камнями до уровня почвы.

Поминальный очаг монтировался на крыше дольмена со строгой ориентацией опорных плит по линии восток-запад (восток-закат). После окончания монтажа очаг с трех сторон обкладывался камнями, при этом старались придать кладке форму и очертания кургана. На этом возведение курганного комплекса, практически, заканчивалось, и следовало захоронение праха усопшего.

Погребальная урна с прахом устанавливалась в погребальную камеру дольмена через открытое отверстие, после чего отверстие закрывалось притвором, в данном случае, состоящим из двух каменных плит. Для повышения функциональной надежности притвора дополнительно устанавливались три плиты. Финишной операцией захоронения являлась предварительная обкладка плит почвой с ее уплотнением в зазорах и у основания.

Курганный комплекс у озера Вашты

После захоронения праха усопшего у курганного комплекса была принесена в жертву овца в возрасте 2,5 лет. Принадлежность животного к виду, полу и возрасту определена археологической лабораторией УрГУ по зубу. Долю поминального угощения почившего выкладывали из горшка у основания плит с левой стороны на правую, где, в соответствии с обрядом, горшок разбивался. Акт разрушения горшка символизировал безвозвратный уход из жизни человека, его смерть и последнее "прости" сородичей, присутствовавших при погребении. Затем каменная кладка кургана и передняя часть дольмена покрывалась слоем почвы. Почву брали перед открытой частью очага, о чем свидетельствуют выемки грунта у ряда обнаруженных комплексов.

Последними актами погребального обряда были поминальная трапеза и возжжение поминального очага для того, чтобы духу усопшего дать возможность погреться и принять тепло сердец и память душ сородичей. В последующем очаг возжигали, по-видимому, в определенные канонические дни поминовения всех усопших.

Есть убедительные доводы в пользу существования близ устья реки Камышенки древнего поселения: река с чистой водой для хозяйственных нужд; обширные и добычливые охотничьи угодья; одиночные захоронения на склонах гор и плато по левому берегу реки Камышенки вплоть до ее верховья; группа из 5 захоронений в курганных комплексах и предполагаемое место трупосожжения в 600 и 350-400 м от устья реки на восток.

Этим исчерпывается набор предположений, построенных, в какой-то степени, на фактическом материале. Вопросов, требующих разрешения, множество, и один из них - какова этническая принадлежность древнего народа, создавшего своеобразную культуру? Но эту и другие задачи будет теперь решать наука, поле деятельности для которой подготовлено трудом краеведов. Находки позволили погасить скепсис сомневающихся и вызвать глубокий интерес археологической лаборатории УрГУ и Научно-производственного центра по охране и использованию памятников Свердловской области к проблеме неизвестной культуры.

Анатолий БОДРЫХ
"Уральский следопыт" №2, 2004 г.