Еще об уральских дольменах
(Реконструкция культа)
В древней Аттике человеческое племя – фила – состояла из трех фратрий, делившихся, в свою очередь, на отдельные роды. Фратрия, как подразделение филы, включала в себя несколько родов, происшедших от отдельного первоначального рода. При первобытно-общинном строе фратрия была распространена у древних народов и в античном мире, главным образом в Афинах.
Древний человек Среднего Урала был организован так же, как и другие народы мира – был религиозен. В потаенных местах из гранитных плит, небольших блоков и камней строил алтари, жертвенники и возводил родовые поминальные святилища, в которых и рядом с которыми люди чтили прародителей рода и в определенные дни года поминали усопших.
В неведомое время древний народ покинул обжитые места, оставив потомкам каменное рукотворное наследие, ставшее в настоящее время национальным достоянием. Часть этого наследия представлена каменными сооружениями, условно названными дольменами, функциональное назначение которых в приемлемых и доказательных вариантах пока не установлено. Так, краевед В.Г. Непомнящий видит в дольменах бытовые каменные очаги, устанавливавшиеся в деревянных домах скотоводов для обогрева (при удалении «дольменов-очагов» от водоемов на 300-800 метров!). Удивляет его утверждение о тщательной обработке строительных плит, которая в действительности отсутствует на всех обнаруженных дольменах.
Археологи В.М. Морозов (УрГУ), В.Н. Святов, С.Е. Чаиркин (НПЦ) предложили три версии назначения дольменов: хранение продуктов или приготовление пищи лесозаготовителями, охотниками; для обжига посуды и как охотничьи ловушки; ритуальное (погребально-поминальное).
А вот какова моя версия.
В процессе полевых и камеральных исследований я обратил внимание на четыре дольмена, в камерах которых были помещены по два плоских камня небольшой величины, уложены друг на друга, причем во всех четырех дольменах нижний камень был меньше верхнего, фото 1, 3. На фото 4 показан дольмен, парные камни которого закрыты плитами-оберегами, но они и в этом дольмене есть (доверьтесь человеческой и научной добросовестности автора).
Два дольмена (1, 2) из четырех имеют идентичные конструкции, поэтому описан будет один из них.
Дольмен (фото 1), содержащий треугольную крышку (5), опирающуюся на две гранитные плиты (2, 3), установленные вертикально на ребра с разворотом плоскостей приблизительно на 30 градусов; гранитный брус (1) с наклонной под углом около 45 градусов плоскостью, зажатый между плитами (2, 3) в зауженной части камеры; камень-притвор (4) и два некрупных плоских камня (6), уложенных друг на друга в передней части камеры, являет собой родовое поминальное святилище. Главную смысловую нагрузку, определяющую функциональное назначение дольмена, несут камни-символы (6). Оба камня являются вместилищами душ предков – основателей рода. Нижний, меньший камень вмещает, предположительно, душу прародительницы, верхний, больший – прародителя. В истории человеческой мысли был период, когда весь мир представлялся одушевленным.
Треугольная плита, как символ женской сущности, женского начала, вместе с другими конструктивными элементами являет собой основной атрибут фаллического культа – вагину или, быть может, утробу.
Поминальный обряд включал в себя очищение камеры от духов мрака огнем, а также жертвоприношение прародителям рода, во время которого куски мяса, печени, жира бросали в огонь. В то же время древний человек стремился задобрить молитвами и заклинаниями добрых духов и заручиться их поддержкой в сохранении и приумножении рода. Отправление фаллического культа завершало поминальный обряд (предположительно, только в дольменах 1, 2).
Как показали исследователи, внутрикамерные поверхности плит дольмена (фото 2) имеют высокотемпературные прокалы. Отсутствие прокалов камней-символов (6) указывает на то, что они на период очищения камеры огнем, временно удалялись – их мыли, умащали жиром и к ним с добрым словом обращались потомки.
Анатолий БОДРЫХ
Фото В. Непомнящего, Г. Фефеловой, А. Слепухина, А. Бодрых.
«Уральский следопыт», № 7, 2006 г.