Уральские дольмены >

Еще об уральских дольменах

(Реконструкция культа)

Дольмен. Фото 4

В древней Аттике человеческое племя – фила – состояла из трех фратрий, делившихся, в свою очередь, на отдельные роды. Фратрия, как подразделение филы, включала в себя несколько родов, происшедших от отдельного первоначального рода. При первобытно-общинном строе фратрия была распространена у древних народов и в античном мире, главным образом в Афинах.

Древний человек Среднего Урала был организован так же, как и другие народы мира – был религиозен. В потаенных местах из гранитных плит, небольших блоков и камней строил алтари, жертвенники и возводил родовые поминальные святилища, в которых и рядом с которыми люди чтили прародителей рода и в определенные дни года поминали усопших.

Одна из разновидностей уральских дольменов. Фото 2

В неведомое время древний народ покинул обжитые места, оставив потомкам каменное рукотворное наследие, ставшее в настоящее время национальным достоянием. Часть этого наследия представлена каменными сооружениями, условно названными дольменами, функциональное назначение которых в приемлемых и доказательных вариантах пока не установлено. Так, краевед В.Г. Непомнящий видит в дольменах бытовые каменные очаги, устанавливавшиеся в деревянных домах скотоводов для обогрева (при удалении «дольменов-очагов» от водоемов на 300-800 метров!). Удивляет его утверждение о тщательной обработке строительных плит, которая в действительности отсутствует на всех обнаруженных дольменах.

Археологи В.М. Морозов (УрГУ), В.Н. Святов, С.Е. Чаиркин (НПЦ) предложили три версии назначения дольменов: хранение продуктов или приготовление пищи лесозаготовителями, охотниками; для обжига посуды и как охотничьи ловушки; ритуальное (погребально-поминальное).

А вот какова моя версия.

В процессе полевых и камеральных исследований я обратил внимание на четыре дольмена, в камерах которых были помещены по два плоских камня небольшой величины, уложены друг на друга, причем во всех четырех дольменах нижний камень был меньше верхнего, фото 1, 3. На фото 4 показан дольмен, парные камни которого закрыты плитами-оберегами, но они и в этом дольмене есть (доверьтесь человеческой и научной добросовестности автора).

Два дольмена (1, 2) из четырех имеют идентичные конструкции, поэтому описан будет один из них.

Уральский дольмен. Фото 1

Дольмен (фото 1), содержащий треугольную крышку (5), опирающуюся на две гранитные плиты (2, 3), установленные вертикально на ребра с разворотом плоскостей приблизительно на 30 градусов; гранитный брус (1) с наклонной под углом около 45 градусов плоскостью, зажатый между плитами (2, 3) в зауженной части камеры; камень-притвор (4) и два некрупных плоских камня (6), уложенных друг на друга в передней части камеры, являет собой родовое поминальное святилище. Главную смысловую нагрузку, определяющую функциональное назначение дольмена, несут камни-символы (6). Оба камня являются вместилищами душ предков – основателей рода. Нижний, меньший камень вмещает, предположительно, душу прародительницы, верхний, больший – прародителя. В истории человеческой мысли был период, когда весь мир представлялся одушевленным.

Полость дольмена

Треугольная плита, как символ женской сущности, женского начала, вместе с другими конструктивными элементами являет собой основной атрибут фаллического культа – вагину или, быть может, утробу.

Поминальный обряд включал в себя очищение камеры от духов мрака огнем, а также жертвоприношение прародителям рода, во время которого куски мяса, печени, жира бросали в огонь. В то же время древний человек стремился задобрить молитвами и заклинаниями добрых духов и заручиться их поддержкой в сохранении и приумножении рода. Отправление фаллического культа завершало поминальный обряд (предположительно, только в дольменах 1, 2).

Дольмен. Фото 3

Как показали исследователи, внутрикамерные поверхности плит дольмена (фото 2) имеют высокотемпературные прокалы. Отсутствие прокалов камней-символов (6) указывает на то, что они на период очищения камеры огнем, временно удалялись – их мыли, умащали жиром и к ним с добрым словом обращались потомки.

Анатолий БОДРЫХ
Фото В. Непомнящего, Г. Фефеловой, А. Слепухина, А. Бодрых.
«Уральский следопыт», № 7, 2006 г.