Достопримечательности, путешествия по Уралу >

ПО ОКРЕСТНОСТЯМ ЕКАТЕРИНБУРГА

Сейчас мы гордо именуем Екатеринбург столицей Урала. А ведь и раньше он не был на задворках истории. Благодаря природе, собравшей тут всю таблицу Менделеева, здешние места пользуются популярностью свыше десяти тысяч лет.

 

Потому что без руды…

О руинах античности любой из нас знает больше, чем о рудниках и заводах времен де Геннина.

Один из этих заводов, именовавшийся Шувакишским железоделательным, находился в местности, которую в будущем назовут Пышминским районом. Местность с тех пор прекрасно сохранилась, чего не скажешь о предприятии.

Наше путешествие лучше начать со старой коптяковской дороги. Руду по ней, правда, возили на Завод цесаревны Анны, в будущем получивший название ВИЗ.

Еще в начале XX века протяженность дороги от завода до переезда № 184 (сейчас ст. Шувакиш) составляла 9 верст. Нынче город разросся, и этот участок дороги почти исчез под жилыми кварталами и промзоной. Оставшийся кусочек, длиной около километра, соединяет станцию уже не с заводом, а с Западным кладбищем. Этот участок дороги сейчас настолько заброшен, что о его существовании не знают даже местные работники. Начинается он с западной стороны кладбища и идет на север. Если двигаться по дороге, внимательно присматриваясь, то в глубине леса по обе стороны можно увидеть рвы — это руду добывали открытым способом.

Кажется, что Шувакиш находится очень далеко — ведь от вокзала это пятая станция, но это только кажется. От конечных остановок таких маршрутных такси, как 083 и 082, до первых зданий поселка 15—20 минут ходьбы.

На станции неподалеку от путей находился рудник, из которого, возможно, брали руду для нашего завода. По крайней мере это ближайшее месторождение. А ведь заводы ставили, исходя из двух факторов: вода и руда. Железные рудники легко можно отличить от ям, оставшихся после золотарей. У первых отвалы, из-за ржавчины, рыжие. Рудники считаются не по ямам, а по территории. Может быть десять котлованов, расположенных рядом, и все это будет считаться одним рудником.

Мимо рудника идет железная дорога-однопутка, связывающая горнозаводскую линию с Верхней Пышмой. Ваш дальнейший путь, за неимением проложенных дорог и тропинок, лежит по ней.

Вскоре после пересечения с тагильским трактом, с правой стороны, можно увидеть несколько фундаментов от когда-то стоявших здесь домов. Уралмашевские старожилы называют это место «крольчатник», поскольку тут до войны была ферма по выращиванию кроликов.

После пересечения с просекой ЛЭП с левой стороны видна каменная беседка. Она установлена на том месте, где триста лет назад находился шувакишский железоделательный завод.

 

История одного завода

Памятник на месте Шувакишского завода

Завод был построен в 1704 году Ларионом Мясниковым и работал в течение двенадцати лет. Он был такой же мелкий, как и речка Шувакишский исток, что приводила в действие его механизмы. И когда плотина пришла в негодность, ее ремонтировать не стали.

За эти годы при заводе возникло поселение под названием Верхняя Пышма. Без работы ее жители не сидели и впоследствии. Немного ниже бывшей заводской плотины выстроили новую и поставили мельницу (здесь единственное место на всем Истоке, годное для запруды). Продержалось поселение значительно дольше завода, но потом его жители переселились в село Балтым и поселок Шувакиш.

Новая история завода началась в конце XX века, когда промышленный археолог Евгений Курлаев в течение четырех сезонов производил тут раскопки. Его находки понятны только специалистам. Это крицы, металлургический шлак, инструменты, кирпичи. Наверное, поэтому они не представлены в экспозиции, а хранятся в запасниках музея города Екатеринбурга. По идее, они должны были бы оказаться в музее Верхней Пышмы, но УГМК отказался раскопки финансировать.

Да и памятный знак на месте завода в 2003 году появился благодаря сотруднику Оржоникидзевской администрации Алексею Сапегину. Он смог получить деньги не только на благоустройство находящегося неподалеку родничка «Пышминский», но и на окружающую его территорию. Дополнительных денег хватило на оплату стройматериалов и труда каменщиков, так что фундамент пришлось делать самому Сапегину и пришедшему ему на помощь краеведу Станиславу Горскому с парой школьников.

О стародавних временах напоминает не только знак, но и остатки плотин. Если хорошо присмотреться, то видны остатки заводской плотины чуть выше знака, а мельничной плотины — в районе родника.

При раскопках была обнаружена стоянка раннего железного века, которая еще ждет своих исследователей.

Возвращаться в город лучше всего по дороге, идущей по просеке ЛЭП. Она выведет вас на улицу Коммунистическую.

Борис МАЙДАНИК
«Уральский рабочий», 25.12.2008 г.