Достопримечательности, путешествия по Уралу >
С ГОРЫ ДА В КАНАВУ
С горы Дыроватик видно зеркало Черноисточинского пруда. А если присмотреться — то и залив, в который впадает Ушковская канава. А со стороны пруда видно и саму гору с гребнем скал на ее вершине. И все это можно посетить за один день.
Умный в гору…
До начальной точки — бывшей станции узкоколейки «Черноисточинск» туристы добираются без проблем. Остановка на переезде утверждена начальством свыше, так что и просить шофера не надо — сам остановится.
Прежде чем взять азимут и рвануть в направлении горы, постойте здесь, посмотрите на остатки того, что свыше двухсот лет было гордостью не только тагильчан, но и жителей Среднего Урала и в одночасье исчезло даже непонятно по чьей вине.
Длина сданной в эксплуатацию в 1895 году узкоколейной дороги составляла 19 километров, но за два последующих года к ней нарастили еще 45. Возили по ней и грузы, и людей — восемь станций и тринадцать остановочных пунктов (после революции сделали ветку до поселка Уралец) давали немало пассажиров.
Но в конце 90-х пассажирское движение было прекращено, а пути, начинавшиеся чуть ли не из центра города, разобраны до станции Гальяновская. Осенью 2007 года очередной владелец этой дороги — Соловьевогорский рудник — решил полностью демонтировать пути. Работы велись круглосуточно. Их результат перед вами.
Итак, наша цель — гора Дыроватик. Встаньте спиной к переезду, посмотрите налево, через поле — и вот она, увенчанная останцами, поднимающимися над деревьями. Можно двинуть к ней напрямую через поле, так немного короче, но удобнее пройти немного назад по шоссе, до опушки леса. Вдоль нее, почти до горы, идет полевая дорога. Ну а дальше надо искать или тропинку, идущую с запада на восток, или лесную дорогу, накатанную джипами. Впрочем, с вершиной горе повезло, ни один джип туда не заедет, так что по тропинке идти все равно придется.
На вершине горы две достопримечательности. Одна — бетонный столбик, установленный на самом высоком месте, отчего гора выросла сразу на метр (относительно Черноисточинского «моря» она возвышается на 150 метров). Его лет сорок назад поставили геодезисты в качестве опорной точки. Обычно для облегчения геодезических, картографических и топографических работ на возвышенных местах на определенных расстояниях ставятся вышки. Каждая из них отмечена на карте и занесена в специальный каталог. Здесь, поскольку вершина деревьями не заслоняется, вышку делать не стали, ограничившись столбиком.
Но главная достопримечательность, давшая название горе, — это огромная каменная арка, расположенная немного южнее столбика. Еще немного южнее, от поваленного дерева вниз идет тропинка. Она пригодится, если вы решите сфотографировать не только арку, но и окружающие ее скалы.
Рядом с аркой стоянка. Обратите внимание, как на ней чисто. Мы надеемся, что после вашего ухода мусора там не прибавится.
Эффектные фотографии поселка Черноисточинск и пруда с вершины Дыроватика лучше всего делать после обеда, когда солнце светит вам из-за спины.
Канава для завода
Неподалеку от Дыроватика находится пруд под названием «Верхний прудок», из которого вытекает широко разрекламированная река Канава, сотворенная в середине XIX века Клементием Ушковым.
В те времена все металлургические заводы работали за счет силы воды. Но реки у нас горные, весной потоком, а летом ручейком бегут. Чтобы оборудование не простаивало, заводовладельцы старались делать резервные водоемы. Например, у екатеринбургского завода к резервным относились Верх-Исетский пруд, Исетское озеро и Шитовское (в начале XVIII века перегороженное плотиной, к настоящему времени полностью сгнившей).
У нижнетагильского завода резервным прудом являлся Черноисточинский. Однако и тамошней воды для непрерывной работы завода не хватало. Объемы пруда были такие, что могли вместить стоки еще одной-двух речек, да откуда их взять?
Заслуга Ушкова в том, что он не только предложил решение проблемы, но и претворил все в жизнь. На расстоянии пяти километров от пруда он нашел место, где можно было поставить плотину на полноводной реке Черной — притоке Тагила. Ну а дальше он соединил образовавшийся водоем каналом с Черноисточинским прудом. Эта рукотворная река получила в народной топонимике, перешедшей на карты, название Канава.
Для того, чтобы дойти до Верхнего прудка, вам сначала нужно взять азимут 1800 или, иначе говоря, спускаться с горы в западном направлении. Лес довольно чистый, так что пройдете вы это расстояние быстро. По пути, как и на карте, вам встретятся три дороги. Первая лесная, вторая проходит по нижней границе полей, а третья по верхней. Вот она-то и выведет вас к прудку.
Всем эта дорога хороша — летом ягоды по обочинам, грибы, но и болотце после пересечения с рекой Яланкой тоже встретится. Так что сапоги в рюкзаке, или хотя бы большие полиэтиленовые пакеты, чтобы надеть их поверх кроссовок, помехой не будут.
Вскоре после болотца вашу дорогу пересечет дорога направлением юго-запад. Вот она и выведет к прудку. При виде первой плотины можно не хвататься судорожно за фотоаппарат. Это водосброс для лишней воды. У образовавшейся речушки даже названия официального нет, а неофициально, по словам охранника дома отдыха, расположенного на водоеме, ее зовут Чернушка. Где-то через километр она растворяется в Яланке.
Дело в том, что этот прудок играл роль регулятора. Нужна была вода — Чернушка пересыхала, не нужна — оживала. На середине канала есть резервный Нижний прудок, из которого вытекает речка Студенка.
Вообще-то это небольшая загадка Канавы. В то время все пруды делались накопителями. А здесь кроме Верхнего регулятором был сделан и Нижний прудок. Для чего? Наверное, специалисты знают, но где их отыскать, этих специалистов?
К сожалению, места водосбросов приобщиться к истории не дают. В середине 70-х годов XX века деревянные части плотины и шлюзы заменили на железобетонные. Общая длина земляной дамбы, перегораживающей реку, — 700 метров.
Левый берег Канавы на всем протяжении тоже представляет собою дамбу, достигающую временами высоты 2—3 метров из земли, вынутой при строительстве рва. Правый же берег укреплять не требовалось — он весь состоит из склонов гор и возвышенностей. Ближе к устью на правом берегу видны следы каких-то раскопок, холмики вынутой породы. Это следы разработок платины.
Строя эту дамбу, Ушков не предусмотрел интенсивного автомобильного сообщения по ней в будущем. Ширина дамбы позволяет организовать однополосное движение, поэтому через каждые 200—300 метров отсыпаны площадки для пропуска встречного автомобиля.
Дорога выходит на Висимский тракт рядом с автобусной остановкой. Любители интересных фотографий могут пройти еще немного уже по тракту в сторону Черноисточинска. Вскоре они дойдут до щита, надпись которого трудно забыть: «База отдыха «Канава». Представляете разговор вернувшихся из отпуска сотрудниц, особенно если учесть, что знаки препинания в устной речи не ставятся:
— Ты где отпуск провела?
— В канаве. Незабываемые впечатления.
Борис МАЙДАНИК
«Уральский рабочий», 17.09.2009 г.