КАМЕНЬ ШАЙТАН
Отвесная, сорокаметровая скала высится на правом берегу реки Чусовой, на 290-м км от истока, у села Чусового. От верховий Чусовой – это второй камень Шайтан.
Во второй половине XVI века здесь устроил свою обитель Трифон Вятский, инок Пыскорского монастыря. Место слыло «страшным» для местных вогулов (манси). Они считали скалу обиталищем злых духов и обходили ее стороной. А Трифон долго жил на горе, и с ним ничего не случалось. Удивленные вогулы пришли к нему и спросили: «Почему злые духи тебя не трогают?». «Я верю в бога Иисуса Христа, а он сильнее всех духов. И мне придает особую силу», - ответил Трифон.
Аборигены стали приходить к Трифону со своими житейскими нуждами. А он высмеивал их языческих богов и обряды, пытаясь приобщить их к вере Христовой.
После Трифона место его обители еще долго было священным для аборигенов, но обряды здесь совершались языческие, так как христианство не прижилось.
Через сто с небольшим лет около обители Трифона возникло русское поселение Шайтанка.
Пришедшие на эти земли тюркские народы – татары – не признавали религии манси, и их святилища считали местом обитания колдунов-шайтанов. (В тюркских языках слово «шайтан» употребляется в значении «злой дух, дьявол, черт, колдун»). Поэтому те места, где, по мнению татар, могла обитать нечистая сила, они называли: Шайтан-гора, Шайтан-речка или болото. Манси переняли в свой язык слово «шайтан» в значении «священный, колдун, шаман». Топоним «Шайтан» распространен на территории, ограниченной с севера рекой Турой, и заходит далеко на восток по этой реке, а также по рекам Нице и Пышме, как бы определяя глубину проникновения татар в мансийские земли.
Камень Шайтан отнесен к ботанико-геологическим памятникам, так как в гроте этой скалы было мансийское святилище, здесь стояла обитель миссионера христианства Трифона Вятского. Кроме того, еще не сказали своего последнего слова археологи.
Рудольф КАШИН,
«Уральский следопыт», № 9, 2002 г.