Горы и скалы Урала >

СУГОМАК И ЕГОЗА

(Кыштымская легенда)

В Челябинской области среди городов, возникших еще во время появления демидовских железоделательных заводов, есть небольшой город Кыштым, ранее известный художественными чугунными изделиями Каслинского завода, который входил в Кыштымский горный округ. После Великой Отечественной войны недалеко от города был построен энергохимический комбинат «Маяк», производящий оружейный плутоний. Взрыв емкости с радиоактивными отходами, происшедший 29 сентября 1957 года, названный «кыштымской катастрофой», по своим гибельным последствиям является вторым после аварии на Чернобыльской АЭС. Более 250 тысяч людей жили, да и сейчас живут на территории, накрытой атомным облаком.

Горы Егоза и Сугомак, озеро Сугомак

В этом городе прошло мое детство. В 1935 году 7-летним мальчишкой мои родители привезли меня в Кыштым, и в 1945-м, в возрасте 17 лет, после окончания школы, я уехал в Свердловск учиться в Уральский индустриальный институт.

Город расположен на землях, принадлежащих когда-то башкирам, и в 30 км южнее располагался так называемый Башкирский кантон, заселенный башкирами, с административным центром в поселке Аргаяш. Такое соседство даже после революции, до Отечественной войны влияло на образ и жизненный уклад населения.

В нескольких километрах северо-западнее города расположены две, стоящие рядом, горы. Одна из них, более низкая, имеет округлую, не заросшую лесом, вершину и носит название Егоза, другая, более высокая, с остроконечной скальной вершиной, называется Сугомак. Между горами и городом расположено красивое озеро, питающееся водой из подземных родников. Оно тоже называется Сугомак.

В этом краю прошло мое довоенное детство и время Великой Отечественной войны. Особенно запомнились ночевки у костра на берегу озера. Когда на озеро спускается ночная мгла и все затихает, а свет костра делает тьму непроницаемой, все вокруг становится таинственным и чарующим, создается какое-то неподвластное тебе настроение. Тебя охватывает стремление к чему-то необычному, легкое чувство страха и желание испытать то чудесное, что слышал и читал в сказках и рассказах других людей.

В довоенное время еще жило много бабушек и дедушек, которые умели и любили рассказывать сказки, небылицы и легенды. Темами таких рассказов были события из времени Пугачевского восстания, предания о котором сохранялись в памяти людей многие десятилетия, тяжелый труд заводских рабочих, жестокое отношение к ним управляющих заводом, тайны подземелья Белого дома (здание управляющего горным округом) и, конечно, сказки и легенды из русской и башкирской жизни. В то время мне, очевидно, удалось соприкоснуться с чистым, неиспорченным устным русским языком. Не знаю, сохранился ли где-нибудь такой язык. Невольно вспоминаются сказы Павла Петровича Бажова, но я не уверен, что они воспроизводят такой же язык, какой я слышал в Кыштыме в 30-х годах. Да и не думаю, что устную речь можно передать в письменной форме.

Одну из таких легенд мне хочется изложить здесь, хотя я не обладаю искусством письменного, тем более устного рассказа.

Эту легенду нам рассказал один русский старик, когда мы жили на улице Сосновского. Он часто вечером выходил из своего дома и отдыхал, сидя на лавочке у палисадника перед домом. Мы, мальчишки, досыта набегавшись во время дневных игр, подходили к нему и просили рассказать нам какую-либо историю. Ему явно льстили наши просьбы, и он, медленно свертывая цигарку из махорки, раскуривая ее и, подождав, когда мы рассядемся на полянке вокруг него, начинал свой рассказ. Он говорил медленно, четко выговаривая слова, и не растягивал гласные, как это получалось у пожилых женщин, речь которых при рассказах часто была похожа на пение. Тем не менее, его слова звучали мягко и не были грубыми. Мы всегда его слушали внимательно, с большим интересом и боялись прервать его речь своими вопросами.

Очень давно, когда в башкирских степях еще не появлялись русские люди, башкиры не знали ни Аллаха, ни Христа и молились своим собственным, простым богам. В степи было достаточно корма скоту и паслись большие табуны лошадей и отары овец. Земли хватало всем, и башкиры кочевали с места на место, обеспечивая своим животным свежую траву на корм. Жизнь была богата и привольна. Пожилые башкиры мудро управляли жизнью родов, девушки были красивы и стройны, молодые башкиры были смелыми, сильными и ловкими людьми. Было много праздников, в которых они соревновались в искусстве владеть луком и копьем, в ловкости и силовой борьбе, в скачках на лошадях. А башкирки – в искусстве шить и украшать одежду, в умении петь и танцевать. Все были дружны и благожелательны друг к другу.

Но однажды один молодой башкир приревновал свою красавицу жену к башкиру из соседнего рода и в пылу ревности убил его. С этого момента мирная и счастливая жизнь закончилась Люди различных родов стали мстить друг другу. Появились случаи убийства, стали возникать ссоры между родами из-за земли, на которой паслись табуны лошадей и отары овец. Из-за многочисленных случаев угона табунов потребовалось их охранять, и возникали драки, которые заканчивались кровопролитием. Люди стали бояться друг друга и с тоской вспоминали счастливую, мирную жизнь в прошлом. Так прошло много лет. Но в жизни часто случаются неожиданные события.

Однажды молодой, ловкий и сильный батыр по имени Сугомак из одного рода случайно встретил в степи стройную красавицу Егозу из враждебного соседнего рода. Молодые люди полюбили друг друга. Но главы обоих родов и все родственники и слушать не хотели о соединении двух влюбленных. Сугомак и Егоза любили друг друга и продолжали тайно встречаться, и это привело к дальнейшему усилению вражды между родами. Старосты обоих родов обвинили в этом Сугомака и Егозу, но их свидания продолжались. Тогда, чтобы сделать их встречи невозможными, Сугомака приковали цепью к тяжелой колоде, а Егозу увезли в горы и спрятали там. Но сила любви была настолько велика, что Сугомак разорвал свои цепи, нашел в горах Егозу, и они стали жить вместе вдали от своих родов. Однако это только еще больше разожгло ссору между родами. Сугомак и Егоза глубоко переживали то, что их любовь принесла столько бедствий их родам, но не в силах были сами разорвать свои отношения. Тогда они взмолились своим богам и сказали им, что они готовы пожертвовать собой, но за это боги должны принести башкирам мир и счастье, а их соединить навечно. Боги услышали их, и случилось чудо. Среди башкир снова воцарился мир, и наступила спокойная, счастливая жизнь. Но боги превратили Сугомака и Егозу в две, стоящие рядом горы. С тех пор Сугомак и Егоза вечно неразлучны и оплакивают свою неудавшуюся любовь, и их слезы наполнили глубокое озеро, которое благодарные люди назвали именем Сугомака.

Много поколений людей из уст в уста передавали друг другу эту историю, и молодые башкирки постоянно привозили своих новорожденных детей к озеру Сугомак и купали их в этой воде, потому что слезы любви делили их людей такими же сильными и смелыми, как Сугомак, и такими же стройными и красивыми, как Егоза. Предание гласит, что среди башкир появился поэт и батыр Салават Юлаев именно потому, что его еще новорожденным мама искупала в озере Сугомак.

Эта история заворожила нас, и нам хотелось стать такими же, как Сугомак и Салават Юлаев.

Юрий ИВАНОВ
«Уральский следопыт», № 1, 2007 г.

Об авторе.

Юрий Иванов – инженер-теплотехник. Всю жизнь работал в системе «Свердловэнерго». Его статьи печатались в отраслевых технических изданиях, также в местных газетах и «Известиях». Сейчас Юрий Васильевич на пенсии, живет в пос. Рефтинском Свердловской области.