ДАР ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
После воссоединения с Украиной в 1654 году Россия продолжила военные действия с Польшей. В результате успешной осады одного из польских городов царь Алексей Михайлович приказал снять с католических церквей колокола.

По указанию царя два самых больших медных колокола были отправлены в Россию, в новоприобретенные сибирские земли. Один колокол попал в село Кудымкар, а второй нашел свое постоянное место на колокольне деревянного храма Спасо-Преображенской церкви Тагильской слободы.
Известные уральские историки А. Дмитриев, И. Токмаков и автор словаря «Верхотурского уезда» И. Кривощеков в конце XIX – начале XX века подробно описывали самый большой медный колокол Тагильской церкви. Сохранилась более подробная характеристика этого колокола в рукописи одного из священников Спасо-Преображенской церкви, составленной во второй половине XIX века «Летопись Тагильской церкви».
«Колокол имел необычную продолговатую форму, его вес составлял 20 пудов (320 кг), на одной стороне его изображен крест выпуклыми точками, а на другой выпуклое изображение человека в одежде католического священника со сложенными на груди руками. Надпись вокруг колокола : LAYKATE KEYM IN CIMBA. LIS BENE Sk NANTI B . 9 1618. (Перевод: «Хвалите Бога в кимвалах добро гласных), отлит колокол в 1618 г.».
В 1931 году церковь Тагильской Слободы воинствующие атеисты закрыли. Кресты и колокола с храма сорвали и отправили на ближайший металлургический завод. На этом в истории уникального чужеземного колокола, казалось бы, можно поставить точку. Однако в сентябре 2007 года житель поселка Махнево В.В. Соколов передал в школьный краеведческий музей «язык» (било) вышеупомянутого колокола. При этом он рассказал, что его отец В.А. Соколов в середине 50-х годов прошлого века надумал строить дом на берегу реки Тагил. Для прочного фундамента он решил заготовить бутовый камень, который можно наломать на скалистом берегу, недалеко от разрушенного Спасо-Преображенского храма Тагильской Слободы. При заготовке бута В.А. Соколов нашел язык того самого колокола.
Уже внешний вид находки говорит о ее древности: общая высота языка 90 см, верхняя часть 70 см выкована из железа, а нижняя часть имеет утолщение в виде цилиндра диаметром 15 см; общий вес языка 32 кг или 2 пуда. Надо полагать, при изготовлении колокола и языка соблюдалась пропорция 1:10. При более внимательном рассмотрении на боковой поверхности по высоте цилиндра обнаружен красноватый наплыв, а вес цилиндра непропорционально велик по отношению к общей высоте языка. Отсюда, с большей степенью вероятности можно предположить, что внутрь цилиндра залит расплавленный свинец, а красный подтек – это оксид свинца. Верхняя часть языка выполнена с отклонением от вертикальной оси, видимо, она повторяла кривизну внутренней поверхности колокола, а это способствовало более чистому и насыщенному звучанию.
Здесь же надо пояснить, что судьба этой средневековой христианской реликвии была бы иной, если бы она попала в руки другого человека, ведь хозяин находки В.А. Соколов был родом из семьи священника.
Историческая справка
Тагильская слобода основана в начале XVII века. Первые жители поселения - монахи. На высоком берегу речки Булихи при ее впадении в реку Тагил старец Варлаам и строитель Макарий примерно в 1604 году построили Рождественский монастырь. В 1625 году здесь же был поставлен пятибашенный деревянный острог со стенами из стоячего тына.
Автор словаря "Верхотурского уезда" И. Кривощеков назвал Тагильскую слободу аванпостом Верхотурья в Сибири. Он же в 1910 г. писал: "уменьшение численности населения в 1639 году в Тагильской волости объясняется перечислением 24 семейств в Томской и Красноярской остроги, таким образом Тагильская волость и нынешнее село Тагильское является родоначальником двух губернских городов Томска и Красноярска". В 1780 году иноземный колокол был вновь установлен на двухярусной колокольне новой каменной церкви Тагильской слободы.
В.А. КИСЛЫХ,
краевед п. Махнево Алапаевского р-на Свердловской обл.
«Уральский музей», № 06 (44), июнь 2008 г.