Города и села >

ГЛИНКА НА МОГИЛАХ

Памятник композитору перед оперным театром может "потревожить" захоронения предков

Скульптор Вардкес Авакян и архитектор Евгений Александров работают над памятником русскому композитору Михаилу Глинке, который должен быть установлен в Центральном районе Челябинска. В мастерской Авакяна недавно побывал губернатор Петр Сумин. Скульптура готова для отливки в бронзе в Нижнем Тагиле.

Заказчиком, сообщил "Челябинскому рабочему" Е. Александров, выступило областное управление культуры. Установить фигуру Глинки в бронзе планируется к 200-летию композитора, то есть к началу июня этого года. Есть уже постановление мэра Челябинска Вячеслава Тарасова об отводе земли, проект, предусматривающий размещение скульптуры в центре большого цветника перед оперным театром. Но нет окончательного согласования с управлением градостроительства и архитектуры Челябинска.

С определением места для памятника Глинке возникли "рабочие моменты". Прокладка коммуникаций с улицы Труда показала: на участке, где предполагается возвести памятник с гранитным основанием, - некрополь. Этично ли, чтобы скульптура попирала его?

У главного архитектора Челябинска Сергея Кузнецова нет сомнений относительно цельности пространственной композиции. С архитектурной точки зрения, место почти идеально - на стрелке, все хорошо просматривается и компонуется с существующей застройкой. А вот соседство Глинки с могилами... Вопрос выходит за рамки собственно архитектуры, поэтому материалы для экспертизы направили в областной государственный научно-производственный центр по охране историко-культурного наследия.

О том, что на площади у оперного театра есть захоронения, авторы памятника Глинке, безусловно, знали. Сам Евгений Викторович Александров помнит на ней развалины церковного собора, при котором, видимо, и существовало кладбище. Поэтому перед проектированием взял съемку участка, чтобы "не сильно тревожить усопших", предусмотреть привязку там, где захоронение "разряжено". Хотя при работах, наверное, одну-две могилы все же придется задеть.

Здание театра начали возводить перед войной и тогда уже существенно "перепахали" кладбище. В 50-х годах, в ходе реконструкции территории, вновь по нему "прошлись". Так что в наследство современникам досталась архитектурно сложившаяся площадь, из чего и следует исходить. Но есть цивилизованные способы решения проблемы. Этот случай не первый. При закладке домов на улице Цвиллинга строители разрыли могилы белочехов. Написали о том в тогда еще братскую Чехословакию. Оттуда приехали люди, перевезли останки на родину.

Директор археологического научного центра Челябинска Сергей Боталов также полагает, что наличие захоронений возле театра не губит идею. Нужно соблюсти обычную процедуру. Если проводятся раскопки в исторической части города, осуществляется археологический надзор. Археологи участвуют во вскрышных работах. Обнаруживаются захоронения - их исследуют, останки перевозят на Митрофановское кладбище.

У Челябинска своя особенность. Ряд объектов в центре города, действительно, в буквальном смысле стоит на костях. При рытье котлована для нового здания областной администрации строители наткнулись на могилы, но стройка и не думала затихать. Что до скульптурных групп, есть прецеденты и здесь. К примеру, в районе памятника Цвиллингу около 30 погребений. Есть также захоронения рядом с Вечным огнем, на перекрестке улиц Коммуны и Цвиллинга. Наверное, к этому списку можно будет прибавить и скульптуру композитора Глинки.

Евгений КИТАЕВ
"Челябинский рабочий", 25.03.2004 г.
http://www.chrab.chel.su