У земли есть своя память
Какие тайны хранит челябинский некрополь
Вряд ли в каком-либо языке мира есть слово более страшное и таинственное, чем "смерть". Но жизнь и смерть - суть одного понятия, определяющего вечность бытия: именно способность к умиранию отличает живую природу от неживой. А потому разговор о смерти и o том, что с нею связано, так же естествен, как и о самой жизни. Ведь даже в понятии "некрополь" (от греческого "некрополис", что буквально означает "город мертвых") отразилось представление человечества о важности сохранения памяти об умерших. И, быть может, именно некрополь как явление несет в себе то самое сокровенное, что незримой нитью связывает поколения.
...Вы не замечали, как хорошо думается на кладбище? На смену печали здесь приходят размышления о вечных ценностях. Живые устанавливают памятники мертвым - так выражают они свое отношение к ушедшим в мир иной. А мертвые через памятники обращаются к нам, что-то прощая, о чем-то напоминая, к чему-то взывая...
Челябинск тоже имеет свой некрополь, только возраст его неизмеримо более почтенный, чем самого города, и насчитывает не одно тысячелетие. Об этом свидетельствуют находки каменного века на территории города и сотни курганов, обнаруженных на берегах озера Смолино. Так что земля, на которой стоит наш еще в общем-то молодой город, хранит память не только о тех, кто его основал.
И все же на каком месте находилось первое челябинское кладбище? Увы, но на планах города 1736 и 1768 годов кладбищ не найти. И только на карте 1784 года можно прочитать, что кладбище и каменная церковь находились за городом. Речь идет о кладбище и церкви во имя Казанской иконы Божьей матери. Это одно из самых старинных городских кладбищ, располагавшееся когда-то в районе нынешнего кинотеатра имени А.С. Пушкина и просуществовавшее до конца тридцатых годов нашего века, еще помнят многие старожилы. Вообще до 1995 года принято было считать, что в областном центре только два старых кладбища, на территории которых сегодня стоят жилые дома, - в районе кинотеатра имени А.С. Пушкина и возле автовокзала. Но уже в начале 1995 года были обнаружены захоронения в районе улиц Доватора и Шаумяна, а в июне 1996 года произведены раскопки напротив оперного театра... Чему удивляться: если на этой земле жили люди, то рядом были и кладбища. В конце концов, почти вся старая Москва построена буквально на человеческих останках. А Челябинск, кстати, по своей площади лишь в два раза уступает столице. Но вряд ли сегодняшние историки рискнут указать на какой-либо челябинский дом, под которым когда-нибудь не было могилы.
Снос многих старых кладбищ Челябинска - Симеоновского, Казанско-Богородицкого - происходил уже в советское время. Им на смену открывались новые. Сегодня, по данным управления экологии и ЧС администрации Челябинска, в городе 14 кладбищ, общая площадь которых составляет около 500 гектаров. Некоторые из них уже закрыты, и захоронения на них не производят. Это, например, Смолинское (возле поселка Смолино), Лесное (воинский мемориал), Северо-Восточное, что возле Планового поселка в Тракторозаводском районе, и мусульманское на cеверо-западе. Но и другие кладбища тоже близки к заполнению. Например, на Успенском кладбище разрешается хоронить лишь на участках, уже занятых могилами родственников. Одно из самых молодых кладбищ города - Градское - вскоре будет не в состоянии вместить новые могилы, а потому в будущем оно скорее всего протянется вдоль дороги на Кременкуль. Невдалеке расположатся мусульманские и иудаистские кладбища.
Новое время возвращает нам старые традиции. Сегодня на городских кладбищах все чаще можно стать свидетелем обряда отпевания усопших. С этой целью на Успенском кладбище построена часовня во имя Успения Богородицы, на Градском планируется построить часовню во имя Преображения Господня. И в мусульманском квартале этого же кладбища мулла исполняет погребальные обряды.
Сегодня под землей находится более миллиона захоронений. Другими словами, челябинский некрополь по своему численному составу примерно равен городу живых. Ежедневно в областном центре на разных кладбищах хоронят около 40 человек.
Как хоронят? По мнению заместителя начальника управления экологии и ЧС администрации Челябинска Николая Овсяницкого, похоронная культура в России находится, образно говоря, на уровне четвертого века. Однако элементы европейской цивилизации в последнее время приходят и к нам. В Москве, например, все чаще используют механизированные процессы захоронения. Челябинск вскоре станет вторым после Москвы городом, где будет действовать система удостоверений на захоронения. Данные на каждого умершего будут заноситься в единую общероссийскую компьютерную систему.
Однако, кроме технической стороны, больше беспокоит другая - нравственно-этическая. Многие, сталкиваясь с организацией похорон, зачастую не знают основ погребальных и поминальных обрядов - как хоронить, в какую сторону должна быть направлена голова покойного, какой трапезой поминать его и многое-многое другое. В России, как это ни странно, нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило специалистов по похоронным делам. Кстати, сам Николай Григорьевич стал первым на Урале человеком, получившим квалификационный сертификат, свидетельствующий о том, что он обладает необходимыми профессиональными качествами для осуществления деятельности по управлению и организации похоронного дела. Возможно, он станет и первым в России человеком, который защитит на эту тему кандидатскую диссертацию.
Именно он одним из первых в нашем городе начал проводить комплексные исследования кладбищ. Несколько месяцев назад в Челябинск были приглашены ученые, определявшие наличие и интенсивность вредного влияния на здоровье людей энергетических излучений захоронений. При этом использовался метод биолокации. Результаты исследований, которые проводились на нескольких кладбищах и на территории жилых комплексов, были поразительны. За показатель интенсивности излучения принималось вращение биолокационной рамки в руках оператора в полных оборотах разной направленности в условных единицах: положительное (благоприятное) и отрицательное (вредное). Например, наибольшее число отрицательных аномалий (интенсивность до минус 60 условных единиц) отмечено в районе кинотеатра имени А.С. Пушкина на территории застроенного ныне Казанско-Богородицкого кладбища. Причем здесь же, со стороны загса, выявлена и аномалия положительных излучений, что вполне можно связать с располагавшейся ранее на этом месте церковью во имя Казанской иконы Божьей матери. Вполне возможно, что в захоронении лежат останки - мощи какого-то святого. Известны случаи, когда нетленные мощи святых излучают мощнейшую положительную энергетику (к примеру, мощи монаха Святого Шарбеля). Невдалеке от закрытого Северо-Восточного кладбища построены многоэтажные дома. Именно на этом кладбище во время Великой Отечественной войны были похоронены тысячи трудармейцев, в основном выходцев из Средней Азии. Большинство из них умирали больными, не выдержав сурового уральского климата и непосильного труда. Закапывали их без всякой отметки в братских могилах. В пределах этого кладбища зафиксировано, по крайней мере, три аномалии отрицательных излучений с очень высокой интенсивностью. Опасность могут представлять и кладбища, действующие поныне, например Сухомесовское, которое окружено со всех сторон садовыми участками. Специалисты отмечают, что в период весенних паводков и дождей не исключена возможность проникновения грунтовых вод в захоронения.
Однако результаты исследований показали, что интенсивных энергетических излучений, оказывающих вредное влияние на здоровье человека, кладбища, как правило, не производят. Просто при планировании жилых застроек необходимо учитывать отдельные захоронения, которые могут являться источниками вредных излучений.
И все же, как живется людям в домах, построенных на бывших кладбищах? В одном из домов нашего города было проверено четыре квартиры. В двух из них, расположенных одна под другой, биолокационным методом было обнаружено биополе от шести могил. Живущие в этих квартирах люди признавались, что страдали в очень сильной форме различными заболеваниями. В двух других квартирах энергетика могил отсутствовала, и их жильцы чувствовали себя вполне удовлетворительно. И вот что еще любопытно: энергетика захоронения распространяется строго вертикально, и даже контур, очерченный на полу, соответствует параметрам обычной могилы. Само же воздействие энергетики как бы локализуется над могилой и не рапространяется по квартире. По утверждению одного из операторов биолокации, проводившего исследования захоронений на территории центральной части города (от парка имени Ю. Гагарина до реки Миасс и улицы Российской), большое количество захоронений (примерно каждое четвертое) относится к 1722 году, то есть старше Челябинска! Кто знает, быть может, сказался знаменитый российский недород, который захватил как раз это время - с 1721 по 1724 год. Как бы то ни было, считает Николай Григорьевич, не стоит поддаваться паническому настроению, что особенно свойственно впечатлительным людям. Ведь, как правило, страх перед вредными для здоровья излучениями кладбищ основан на другом страхе - перед смертью, а значит, перед мертвыми, когда люди настраиваются мистически и могут "видеть" привидения, "слышать" чьи-то загробные голоса...
Между тем, как показывают исследования, территорию именно возле кладбищ можно считать наиболее чистой в экологическом смысле биосистемой. Издавна замечено, что на кладбищах самая чистая вода, самая плодородная почва. В этом несложно убедиться, побывав на наших городских кладбищах, особенно на тех, где следят за санитарным порядком. В частности, на Митрофановском. Невольно задумаешься над этимологией слова "кладбище", в основе которого лежит древний корень "клад" - сокровище. Но скрытое здесь богатство скорее не вещественное, а духовное... Ведь именно духовные образы близких нам людей, нашедших свой последний приют на кладбищах, продолжают жить в наших душах, в нашей памяти. Поэтому мы вновь и вновь приходим сюда, чтобы еще раз задуматься над таинством смерти. И вспомнить. Великий Толстой был прав: "Все мысли о смерти нужны для жизни".
«Челябинский рабочий», 20.01.1998 г.