ВОЗРОЖДЕННОЕ ВЕРХОТУРЬЕ
«МК-Урал» представляет проект «Прогулки по Уралу» радио «Эхо Москвы –Екатеринбург», осуществляемый совместно с Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) и посвященный ее 10-летию. В рамках этого проекта радиослушателям рассказывают о неизвестных фактах об известных местах и явлениях Свердловской области. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сюжет «Эхо Москвы – Екатеринбург» о достопримечательностях старинного уральского города Верхотурье.
Город Верхотурье расположен на берегу реки Тура, в трехстах километрах от Екатеринбурга. Основан в 1598 году на месте древнего вогульского городища Неромкур – в переводе с языка манси это означает «Каменный город». По числу жителей и своему экономическому развитию Верхотурье занимает последнее место среди городов Свердловской области, но по своей истории и культурному значению – безусловно, первое.
Верхотурье – самый старый город Свердловской области, патриарх свердловских городов. Интересно, что этот населенный пункт сразу задумывался как город. Он был основан как перевалочный пункт на новой дороге из Сибири в Московию. Были и другие дороги – в том числе путь Ермака, но все они были связаны с реками, и во время паводка передвигаться по ним было трудно. Поэтому в 1595 году царь Федор Иоаннович выпускает указ, в котором велит найти и проложить новую сухопутную дорогу через Урал:
«Чтоб та дорога была не узка, и мосты были хороши, и пенья бы чистили из коренья, и заломов бы на той дороге не было, чтоб наши сибирские хлебные запасы и всякая наша казна было провозить тою дорогою мочно, и служивым бы всяким людям, ездя тою дорогою, в грязех и недомосткех нужи бы не было».
Через два года, в 1597 году, дорога была готова – проложено 270 верст от Соликамска до реки Туры. В том же году нашли подходящее место для города, который станет административным и оборонительным центром – на крутом скалистом мысу на реке Туре, где уже было мансийское поселение. Из казны на строительство города выделили триста рублей. Рабочие-пермяки выстроили деревянную крепость с башнями – так возник Кремль, а вскоре в Верхотурье появилась и таможня.
– Знаменитая верхотурская таможня просуществовала до 1753 года – до знаменитого указа Елизаветы Петровны, который отменял внутренние таможни, – рассказывает краевед Кирилл Якимов. – Во многих государствах внутренние таможни были. В частности, для того, чтобы какие-то купцы провозили товары из Европы в Сибирь и обратно. Они должны были пользоваться только Бабеновской дорогой и платить пошлины в Верхутурье. Это значит, что Верхотурье изначально выступало как важный административный центр. Возможно, это несостоявшаяся столица области, которая могла бы называться Верхотурской.
Столицей Верхотурье не стало только потому, что в 18 веке промышленные и торговые пути сместились южнее – новый тракт соединял Москву с Нижним Новгородом, Кунгуром и Екатеринбургом. Бабиновская дорога заросла и к сегодняшнему дню практически исчезла.
Однако, лишившись административного статуса, Верхотурье осталось религиозным центром. До революции в городе, вместе с часовнями, насчитывалось более 20 храмов. Первая деревянная церковь была построена там еще в конце XVI века – и для нее царь Борис Годунов лично прислал иконостас, колокол и церковную утварь. Самая старая в Верхотурье и всей Свердловской области каменная церковь – Соборная Свято-Троицкая – была заложена в 1703 году.
– Тут применено несколько интересных для Урала архитектурных приемов, – рассказывает о необычной конструкции и стилистике храма Кирилл Якимов. – Во-первых, крестчатое пятиглавие – пять маковок, стоящих на восьмерике, который опирается на четверик. Второй момент – ярусно-шатровый тип колокольни. Вообще храм, несмотря на свою архаичность, выглядит очень легким и воздушным, его колокольня очень отточена и изящна. Это было возможно благодаря строительству относительно тонких для того времени стен, армированных металлом. Слава Богу, при советской власти этот храм сохранился. В нем располагалась библиотека. Впоследствии храм был передан церкви, и, будучи отреставрированным, безусловно, является одной из жемчужин Урала.
Нынешнее Верхотурье – это в основном старые деревянные домики, редкие прохожие и почти нет машин. Но когда открывается вид на монастырский комплекс, впечатление совсем другое. Возвышающееся над занесенными снегом улицами здание настолько величественно, что кажется, оно здесь случайно оказалось. Крестовоздвиженский собор считается третьим по величине православным храмом России и уступает только Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору.
Свято-Николаевский мужской монастырь был основан в 1604 году и стал первым в азиатской части России. Переживший годы советской власти относительно благополучно, монастырь был восстановлен и сейчас является действующим – там живут около 30 послушников, и наместник монастыря – отец Филипп. Батюшка со знанием нескольких иностранных языков, служивший в Троице-Сергиевой Лавре в Москве, приехал в Верхотурье почти 10 лет назад.
– Это было благословение божье, – говорит отец Филипп. – Получается, что преподобный Сергий меня передал праведному Симеону Верхотурскому. А благословение произнес духовник Троице-Сергиевой Лавры отец Кирилл, благословил меня на этот переезд. Сделать нужно немало. Здесь многое порушено, много утрачено, нужно заново создавать, заново созидать.
Главная достопримечательность Свято-Николаевского мужского монастыря – мощи святого праведного Симеона Верхотурского, перенесенные туда в 1704 году из села Меркушино, что в 50 километрах от Верхотурья. О Симеоне мало что известно – изначально никто даже не знал точно, как его зовут. О том, что в Меркушино жил праведник, узнали через 50 лет после его смерти – тогда, как рассказывает смотритель мощей инок Илиазар, посреди зимы гроб с телом Симеона внезапно появился из-под земли.
– Щелочка в гробе была, и там лежало нетленное тело. Так и происходило явление праведного Симеона. И сразу появились люди, которые начали получать исцеление. И начали происходить чудеса, – рассказывает инок Илиазар.
Биография праведного Симеона Верхотурского доподлинно не известна, а имя праведника – приснилось митрополиту Игнатию.
– Меркушино посетил митрополит сибирский и тобольский Игнатий, который пытался выяснить, чьи это мощи. Но никто из местных жителей не мог дать точный ответ. А затем появился знаменитый образ Симеона Верхотурского, появилась его биография. Как это произошло? После того, как никто из меркушинцев не смог назвать Игнатию имя этого святого, он предложил обратиться к Богу и просить, чтобы Бог открыл имя его. Сам Игнатий поехал из Меркушино в Верхотурье. По дороге он задремал и ему приснился сон, во сне он услышал глас господний, который сказал о Симеоне. В то же время подобный сон приснился и меркушинскому священнику Иоанну, – рассказывает Кирилл Якимов.
Поток паломников к мощам праведного Симеона не иссякал, но в 20-х годах от святыни решили избавиться – сначала хотели полностью уничтожить, уже вышло постановление именно по мощам святого Симеона Верхотурского, но затем решили перевезти в Свердловск и выставить на антирелигиозной выставке в Ипатьевском доме. Оттуда мощи отправили в один из музеев Нижнего Тагила, только благодаря руководству этого музея мощи и сохранились.
– Директор музея в Нижнем Тагиле был верующий человек. И он решил скрыть эти мощи, поэтому убрал их подальше. И в 1987 году уборщица убирала в офисе и случайно увидела ящичек, на котором было написано: «Мощи праведного Симеона», – рассказывает инок Илиазар.
Сейчас мощи праведного Симеона, в красивой раке, хранятся в соборе. Чаще всего, говорит инок Илиазар, люди приходят просить у Симеона семейного счастья и рождения детей. Рядом с ракой даже лежит специальный альбомчик с записками от благодарных паломников – кто-то выздоровел, кого-то Симеон уберег от несчастья, а у кого-то наконец родился долгожданный ребенок.
Расцвет Верхотурья как религиозного центра Урала пришелся на конец XIX – начало XX века, сюда приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна, с монастырем активную переписку вел и сам Николай Второй, здесь учился Григорий Распутин. Императорская семья должна была приехать в Верхотурье на празднование трехсотлетия дома Романовых, для Николая Второго и его семьи даже построили отдельное здание, но Романовы не успели.
Советская власть с духовной столицей не церемонилась. Николаевский собор разобрали на кирпич, в Преображенском соборе снесли колокольню и купол и устроили там спортзал. В зданиях Покровского женского монастыря находились морг, баня и гараж. Иконами из церкви Знамения выстлали тротуар. В Крестовоздвиженском соборе и монастыре оказался трудовой дом для несовершеннолетних, а в 35-м году комплекс перешел в ведение НКВД и стал трудовой колонией для подростков. К 400-летию Верхотурья в области приняли программу по возрождению города, началось активное воссоздание монастырского комплекса. Участие в нем принимала, в частности, Уральская горно-металлургическая компания.
– Мы как раз застали период, когда колония выезжала из помещения храма. Вы бы видели, что там было, в какое состояние пришло старинное культовое сооружение за 70 лет советской истории! – говорит заместитель генерального директора УГМК по инвестициям и развитию Сергей Ерыпалов.
Работы по восстановлению Верхотурья шли больше пяти лет. Пришлось, например, перепаивать купол Крестовоздвиженского храма. Зато система вентиляции и обогрева собора чудом сохранилась и работает идеально.
– Самое главное, что мы за последние годы сделали в этом храме, – восстановили исторически запроектированную систему вентиляции и обогрева храма, – рассказывает Сергей Ерыпалов. – Это удивительное сооружение по своей инженерной мысли. Там в подвале стоял паровозный котел, который топился. И по вентиляционным каналам, расположенным в стенах, из подвала теплый воздух поднимался вверх, нагревал стены и все окружающее пространство. Так и отапливался храм. Отопить такой большой храм другим способом было бы очень сложно, даже с помощью современных батарей. Нашими специалистами была проделана огромная работа по расчистке, по воссозданию старых чертежей, по работе с историками и другими специалистами с целью выяснить, как отопление храма могло бы работать. В результате мы поставили в подвал газогенераторную установку, нагревающую воздух, который по восстановленным старым каналам в стенах поднимается вверх. Летом и зимой в храме проходят службы, и там всегда тепло.
Сейчас в Верхотурье – восемь действующих храмов и несколько музеев – в том числе историко-архитектурный музей-заповедник на базе Верхотурского кремля и православный музей в мужском монастыре. Чтобы осмотреть и оценить все, одного дня не хватит – поэтому в Верхотурье лучше отправляться на два дня. Кстати, 30 и 31 декабря туда потянутся сотни паломников, там будут проходить празднования в честь Симеона Верхотурского. Из Екатеринбурга в эти дни будет ходить бесплатная электричка.
Элина ТИХОНОВА,
«Эхо Москвы – Екатеринбург»
"МК-Урал", № 1 от 29.12.2009 г.