ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГРЯДУЩЕЕ
Проблема сохранения культурного и природного наследия вышла за рамки узконациональных интересов. Тому свидетельством множество документов, принятых ЮНЕСКО, Советом Европы, другими международными организациями. Фактически каждое государство, поставившее свою подпись под той или иной конвенцией, хартией или декларацией, взяло на себя определенные обязательства по сохранению наследия. В соответствии с подписанными документами вносятся поправки в национальные законодательства, реформируется система управления наследием, усиливается контроль за состоянием памятников истории, культуры и природы. Начался процесс формирования единого мирового правового пространства в сфере культурного и природного наследия. В этом ряду - установление Международного дня памятников и исторических мест, который впервые отмечался 18 апреля 1984 года. Рассказать об этом дне редакция попросила кандидата исторических наук Дмитрия Смирнова.

- По состоянию на 1 января 1999 года список всемирного культурного и природного наследия насчитывал 582 объекта из 116 стран. По номинации "Культурное наследие" в этот список включены восемь объектов в России: Московский Кремль с Красной площадью, исторический центр Санкт-Петербурга с дворцовыми ансамблями его пригородов, исторические памятники Новгорода и окрестностей, Соловецкий историко-культурный комплекс, белокаменные памятники владимиро-суздальской земли, погост Кижи, ансамбль Троице-Сергиевой лавры и церковь Вознесения в Коломенском. Кроме того, в список включены четыре российских объекта природного наследия: территория "Девственные леса Коми", вулканы Камчатки, озеро Байкал и Золотые горы Алтая.
- А кто лидирует в списке?
- Больше всего объектов мирового культурного наследия в Италии - 29, в Испании - 26, во Франции - 24, в Германии - 19, в Индии - 16 и в Китае - 15.
- А по объектам природного наследия?
- Здесь лидируют США и Австралия - десять и девять объектов соответственно, причем в США все объекты - это национальные парки, чему можно только позавидовать.
- Можно ли рассчитывать на то, что статус памятников мирового значения получат какие-нибудь объекты Южного Урала, например, Аркаим?
- В ближайшие годы вряд ли. Дело в том, что по статусу Аркаим является памятником местного значения. Необходимо повысить его статус до уровня федерального (общероссийского) значения и только после этого ставить вопрос о включении его в список всемирного наследия. Такая перспектива вполне реальна, но в любом случае для этого нужны серьезные усилия и время.
- Сколько в Челябинской области памятников федерального значения и где они находятся?
- Таких памятников, а точнее, объектов, девятнадцать. Больше всего их в Троицке - пять: это собор Святой Троицы (Уйский), торговые ряды XIX века, гостиница Башкирова 1907 года постройки, пассаж Яушевых 1912 года и дача Яушевых 1900 года. В Челябинске к таким относятся монумент "Орленок", здание Народного дома (ныне театр юных зрителей на площади Революции), пассаж Яушевых (где разместилась картинная галерея) и дом N 92 по улице Кирова, где в 1917-1918 годах работал председатель Челябинского ревкома В.К. Блюхер (сейчас в нем находится военная комендатура). Два объекта в Магнитогорске (памятники-монументы "Металлург" и "Первым комсомольцам-строителям Магнитки"), два расположены в Каслях (здание госпиталя 1840 года и монумент "Каслинский рабочий"), два находятся в Варненском районе (мавзолей Кесене XIV века, или, как его еще называют, башня Тамерлана, и многовековой могильник неподалеку), по одному объекту имеют Кыштым (усадьба Демидовых "Белый дом", Златоуст (историко-архитектурный ансамбль на Заводской площади с памятником П.П. Аносову), Троицкий район (курганный могильник "Путиловская заимка") и Катав-Ивановский район, где находится палеолитическое святилище "Игнатиевская пещера".
- Что представляет собой историко-культурное наследие Челябинской области в целом?
- Наследие это во многом уникально и обширно. Этот факт признан на уровне Российской Федерации включением девяти городов области в число исторических (Челябинск, Верхнеуральск, Златоуст, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Касли, Кыштым и Троицк). Практически все периоды многовековой истории края воплощены в памятниках археологии, истории, архитектуры и монументального искусства. Наиболее представительным и впечатляющим является археологическое наследие, включающее в себя остатки поселений, стоянки, городища, могильники. На сегодняшний день выявлено свыше трех тысяч памятников археологии, и это при том, что обследовано только десять процентов территории области. При сплошном же обследовании их число может составить от 20 до 30 тысяч.
Что же касается сохранения наследия, то статистика здесь такова: на 1 января 2001 года под охраной государства находилось 599 памятников, из них 237 - археологии, 151 - истории, 134 - архитектуры и 77 - монументального искусства.
- Это много или мало?
- Для сравнения скажу, что на 1 января 2001 года на территории соседней Свердловской области под государственной охраной находилось 1156 памятников истории и культуры, из них 115 - федерального значения.
- Почему отстали? Хуже работаем?
- Когда десять лет назад создавался Челябинский областной центр по охране исторического и культурного наследия, никто, разумеется, не предполагал, что разрушение памятников остановить не удастся и ситуация в этой сфере станет критической. Главная причина заключалась и заключается, на мой взгляд, в изначальной неумелой постановке дела, отсутствии профессионализма у лиц, ответственных перед обществом и государством за охрану культурного наследия.
- Что же делать в создавшейся ситуации? У вас есть какие-то предложения?
- Проводить эффективную государственную политику способен государственный орган, наделенный соответствующими правовыми полномочиями. Такими полномочиями нынешний ГНПЦ не обладает. Сегодня со всей очевидностью назрел вопрос о создании взамен ГНПЦ нового, межведомственного и юридически полномочного комитета по охране историко-культурного наследия области. Насколько мне известно, губернатор области П.И. Сумин и его первый заместитель А.Н. Косилов этой проблемой предметно занимаются.
- А как же финансовая сторона проблемы? Где взять деньги на комитет?
- То, что у государства нет необходимых финансовых средств, еще не означает и не должно означать автоматического краха задуманного, как в равной степени и оправдания функциональной недееспособности ГНПЦ. Почему? Потому что главная задача, связанная с работой нового комитета, будет заключаться в создании адекватной нынешнему времени нормативно-правовой базы, в налаживании экономического механизма сохранения наследия в рыночных условиях и в формировании творческого, устойчивого коллектива специалистов-профессионалов. Эта задача во многом уже решена, например, в той же Свердловской области, где центр по охране исторического наследия приносит прибыль в бюджет и по своим финансовым масштабам в десятки раз превосходит Челябинский ГНПЦ.
«Уральский курьер», 18.04.2002 г.
http://www.chelpress.ru