Города и села >

ВСЕ ХРАМЫ НИЖНЕГО ТАГИЛА

К 285-летию Нижнего Тагила

Нижнему Тагилу в этом году исполняется 275 лет. Сегодня это достаточно ухоженный город со своим лицом и богатым прошлым. Он не так загружен автотранспортом, как Екатеринбург, поэтому ездить и гулять по нему очень приятно. Теперь в Нижнем Тагиле – не только богатые музеи с грамотными экскурсоводами. Новая респектабельная набережная городского пруда, украшенная коронами храмов и сторожевой башней на Лисьей горе, имеет величественный и неповторимый вид.

На чистых и лесистых окраинах Тагила расположены уютные санатории, которые работают и в режиме гостиниц: «Аист», «Сосновый бор», «Леневка», «Руш», «Валегин бор».

Эксклюзивные, но, по сути, не раскрученные туристические объекты – танковый музей УВЗ, полностью сохранившийся Демидовский завод и Медно-Рудянский карьер. Из радужных боков карьера еще торчат двухсотлетние лиственницы старинных шахт, которые москвичи давно пустили бы на сувениры. Кстати, краскам фотографии Медно-Рудянского карьера, которую мы опубликовали в прошлом номере, многие екатеринбуржцы (и даже тагильчане!) не верят, говорят, что мы сами раскрасили фотографию. Уверяем вас, земля, подарившая миру монолитную 40-тонную малахитовую глыбу, не может иметь обычный наряд. Стены карьера — это шикарный серо-буро-зелено-малиновый природный будуар. (Хотите убедиться на месте – делайте заявку по телефону 8-92222- 01183, мы свяжемся с руководством).

Интересна, хоть и трагична, судьба храмов Нижнего Тагила. Сколько их было? Специально для тагильчан, особенно юных, мы публикуем ко Дню рождению Нижнего Тагила материал, который скрупулезно и бережно собрал именитый тагильский краевед Иван Орлов.


Церкви Нижнего Тагила

Входо-Иерусалимский собор (взорван в 1930 году). На его месте стоит торговый техникум.

Никольская церковь. Фамильная церковь Демидовых, в подвальной части была их усыпальница. На месте церкви стоит Дворец культуры «Юбилейный».

Введенская церковь по улице Шамина-Карла Маркса. Небольшая, но богатая церковь. Снесена в 1930-е годы. Находилась напротив музыкального училища (современного здания). (В 1957 году на ее месте построен жилой дом).

Все три перечисленные церкви были православными.

У медного рудника – единоверческая Троицкая церковь (сейчас Свято-Троицкое Архиерейское подворье Екатеринбургской епархии). 23 апреля 1991 года после многих лет разрухи загорелась лампада перед алтарем. В 1950-е годы в полуразрушенном здании церкви находился гараж Высокогорского железного рудника, в 1970-е – мелкооптовый склад.

В центре Гальянки – Александровская, церковь Александра Невского, православная (в послевоенные года использовалась под склад ядохимиката – дуста, в начале 1990-х восстановлена, ныне действующая).
Выйская церковь Казанской Божьей Матери – Казанская, единоверческая, одна из старейших действующих.

Беспрестольная – по улице Больше-Вогульской, сейчас улица Ермака, находилась в бывшей вогульской деревне. Переосвящена из старообрядческой часовни в единоверческую. Была прикреплена к приходу Выйской Казанской церкви. Разрушена.

Часовня Пантейлемона-целителя — на Патраковском православном кладбище. Приписана к Никольской церкви. Построена по обету в 1915 году. Снесена. Кладбище переведено за Рогожино болото – Цнтральное.
Кладбищенская церковь на кладбище «Сухой Лог» по бывшему Салдинскому тракту. Православная. Снесена при строительстве Ново-Тагильского металлургического завода.

Старообрядческая часовня в начале улицы Старобазарная. (Ныне – Носова). Снесена при расширении завода имени Куйбышева.

Старообрядческая часовня на старообрядческом кладбище и речке Рудянка за медным рудником. Стояла на могиле высокопочитаемого старообрядческого священника – отца Иова. К его могиле молиться приходили издалека, молебствия проходили с «кликушами». Иов считался исцеляющим от «кликушества» — вида психического заболевания.

На правом берегу Выйского пруда, между речками Кедровка и Черемшанка (территория Уральского леспромхоза на Нижней Черемшанке, среди старожилов до сих пор именуемого «колун»), находилась могила высокопочитаемого старообрядческого подвижника отца Гурия. Многолюдные моления проходили там без часовни, на открытом поле.

На правом берегу реки Малая Кушва был женский монастырь Скорбященской Божьей Матери. В ведении монастыря находилось много лесных и земельных наделов не только в окрестностях Тагила, но и даже под Алапаевском). Было две церкви, старая и новая. Корпус общежитий – келий для священнослужителей находился вне монастыря через дорогу. В районе Корабельного мыса были кирпичные сараи. По реке Ольховка – большое молочное хозяйство, покосы, пасека. Монастырь славился мастерицами рукоделия художественной вышивки и кружевного плетения. При монастыре существовала школа для девочек из малообеспеченных семей и сирот, а также богадельня для одиноких бедных старушек. Была и обычная начальная церковноприходская школа.

При всех церквях Тагила действовали церковноприходские школы и богадельни с небольшим количеством живших в ней престарелых людей. Уход за больными в богадельнях был взаимный, «ради Христа».
По улице Уральской во дворе дома купца Аксенова находилась «астрийская белокриницкая» старообрядческая часовня. Была и богадельня на двух-трех стариков этого толка в одном из его домов по Уральской улице в полуподвальном этаже.

У многих зажиточных старообрядцев-беспоповцев были свои домашние моленные — с иконостасами из медных неписанных икон и распятий. Общих больших моленных этого толка не помню. Такие старообрядцы преследовались православной церковью даже с привлечением полиции. Особенно преследовались старообрядцы «поморцы-странники».
То, что я написал о старообрядческих скитах на горе Елевая, сдал в фонды краеведческого музея.

Магометанская мечеть была в конце улицы Ветохиной, переименованной в Комсомольскую, в Татарской слободе. В 1930-х годах была закрыта, а здание передано под квартиру рабочему – углепомолу Александру Серебрякову.

Мусульманское кладбище находилось отдельно – по Кушвинскому тракту на Патраковой горе, через дорогу напротив Православного. Территория застроена, а кладбищ, как и православное, переведено на Центральное
В Тагиле проживало много евреев, но где были их синагога и кладбище, не знаю.

Иван ОРЛОВ.
1980-е годы, впервые опубликовано в журнале «Тагильский краевед».
(краткие дополнения и пояснения в скобках внесены редколлегией журнала «Тагильский краевед»).
«Билеты есть», № 7-8, 2007 г.
http://www.biletyes.ru/index.php?articleID=537