Церкви и храмы Урала >

ПОМОГИТЕ  СПАСТИ  СВЯТЫНЮ

"Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золоченый трон, и на троне восседал Бог — создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы в облике наивно-приветливых младенцев с крылышками.

Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Тут и Голгофа с распятым Христом, и одинокий ковчег Ноя на грозном гребне волны всемирного потопа.
Висели иконы строгановских умельцев — крепостных. На двери в алтарь мудреная резьба по дереву изображала картины страшного суда".

Церковь в п. Билимбай. Начало ХХ века

Описание билимбаевской церкви дано в книге Агнии Кузнецовой "Под бурями судьбы жестокой…" Прапрадед писательницы был крепостной графов Строгановых, служил на Билимбаевском чугуноплавильном заводе. Свято-Троицкий храм, каменный, трехпрестольный, некогда самый красивый и богатый в Екатеринбургской епархии, построен в Билимбае на средства заводовладельцев в девятнадцатом веке. По разным причинам храм возводился 35 лет: начала графиня Софья Владимировна Строганова, а закончил её зять — граф Сергей Григорьевич Строганов. В 1879 году завершено строительство на средства прихожан трехъярусной каменной колокольни, а в 1885 году вокруг храма на средства приходского попечительства сооружена ажурная ограда из чугунного художественного литья на каменном фундаменте.

Из всех церковных достопримечательностей выделялись две богатые иконы: "Спасителя" и "Божией Матери", купленные за огромные деньги и пожертвованные графом С.Г. Строгановым. Храм отличался изумительной акустикой. Церковный хор, состоявший из мужской и женской групп, подбирался со школьной скамьи. Последним руководителем церковного хора старожилы называют Петра Григорьевича Скорынина. Малиновый  звон  колоколов разливался до близлежащих деревень. При храме имелась церковно-приходская школа для детей.

Приход состоял из девяти тысяч православных. Жизнь каждого билимбаевца от рождения (крещения) до смерти отпевания была связана с храмом и расписана по церковному календарю. В дни престольных праздников в Билимбай съезжались со всех деревень (на лошадях) на богослужение и на богатые шумные ярмарки. Так было до 1917 года.

После революции в жизни России произошел резкий поворот: изменился строй, поменялась идеология, наступили времена гонения на церковь. Разрушительная волна не обошла и Свято-Троицкий храм. 18 мая 1934 года сняли колокола, весной 1935 — кресты, в том же году церковь закрыли, а службу перевели в часовню. Восьмого марта 1938 года начали разбирать колокольню, тогда же здание храма передали на баланс труболитейного завода, позднее, в 1973 году, — на баланс Билимбаевского экспериментального завода строительных конструкций и деталей.

В  военное время в храме размещался военный завод № 290 из Подмосковья  во  главе с директором Н.И. Камовым и главным авиаконструктором М.Л. Милем. Разрабатывали и собирали первые советские вертолеты.  Сразу после войны в храме открыли кинотеатр. Очаг культуры в Билимбае был очень популярен. На просмотр хороших фильмов билимбаевцы шли как на престольный праздник в старину.

В  60-е годы прошлого века здание храма после капитального ремонта, наружной и внутренней реконструкции перестроили в Дом культуры. (После данного "капитального" ремонта храм лишился Величественного купола. (Прим. Авт. сайта А.С.)) В его залах можно было посмотреть хороший фильм, спектакль, послушать концерт, повеселиться на дискотеке, почитать редкую книгу в библиотеке, познакомиться с историей поселка в музее. Музыкальная школа работала, множество кружков: хоровой, танцевальный, театральный, духовой. Здесь стар и млад находил себе занятие по душе. Словом, более 150 лет храм, несмотря на разрушения, катаклизмы и изменения в идеологии, являлся привлекательным духовным культурным центром в Билимбае.

Наступили 90-е годы — годы перестройки. Смена собственности и хозяев БЭЗСКиДа, отсутствие средств у поселковой администрации, растерянность и равнодушие моментально превратили Дом культуры в бесхозный объект. А бесхозность — самый страшный враг любого сооружения. Уничтожена богатейшая заводская библиотека, основанная ещё при Строгановых, разорён музей, закрыты все кружки, разморожена система отопления и т.д. Результат — нет ни храма, ни Дома культуры.

Современный вид храма

В  марте 1994 года здание передали  Екатеринбургской
епархии. Организован приход во имя Святой Троицы, проведены внутренние ремонтные работы в Казанском приделе, где проходят богослужения по субботам, воскресеньям и православным праздникам. Люди потянулись в церковь (место, как говорят, намоленное).

Вроде всё возвращается на круги своя.   Но… Средства прихода не позволяют содержать огромное здание. Между тем памятнику архитектуры требуются капитальный ремонт и реконструкция. Несколько лет церковь стоит в лесах, продолжая разрушаться.

Осознание и желание восстановить храм есть и у настоятеля прихода отца Михаила,
и у главы Билимбаевского территориального управления Лидии Александровны Копытовой, но нет средств. Нужна спонсорская и меценатская помощь.

Судя по тому, как восстанавливаются и вновь строятся храмы, церкви, монастыри в нашей области, времена разрушений уходят в прошлое. Наступают времена созидания, возрождения. Сегодня становится, как никогда, ясно: восстанавливать храмы, возрождать духовность нашего народа можно лишь всем миром — церкви, государства, каждого гражданина.

Хочется надеяться, что общими усилиями Свято-Троицкий храм будет восстановлен в комплексе с реконструкцией площади. Проект реконструкции площади уже разработан, но о храме в нем нет ни слова. А ведь храм является композиционным центром площади. Как будет смотреться обновленная площадь с развалинами в центре? На бумаге смотрится, а в натуре?..

Людмила АБОЛЕНЦЕВА
"Вечерний Первоуральск" 08.06.2006 г.
http://prvregion.narod.ru