Церкви и храмы Урала >

Спасо-Преображенский собор Невьянска

Каменная летопись православия

Уважаемый читатель, если доведется побывать в Невьянске, посети территорию старого Невьянского завода, и тебе откроется удивительный мир. В чистом зеркале пруда отражается синева неба и бегущие облака. С правой стороны высится загадочная и таинственная демидовская наклонная башня, слева — величественный Спасо-Преображенский собор. Сегодня наш путь лежит к нему.

Прошло уже больше года, как восстановленный Спасо-Преображенский собор открыл свои двери для прихожан. Как будто и не было тех лет безвременья, когда храм был разрушен и превращен в заводской цех, кажется, что всегда стремился ввысь шпиль колокольни и звенел, переливался над городом мелодичный звон колоколов.

Храмы на Руси всегда являлись и являются неотъемлемой частью русского духа, культуры, и Невьянск — яркий тому пример. В XIX — начале XX веков при Невьянском заводе действовало от 8 до 13 православных церквей и старообрядческих часовен. Поход в храм в воскресный день был непременным атрибутом жизни заводского рабочего.

Самый крупный и известный из невьянских храмов — Спасо-Преображенский собор. Это такой же символ Невьянска, как и наклонная башня. В истории Спасо-Преображенского собора, как в летописи, запечатлены торжественные и трудные годы невьянского православия. Ровно 180 лет назад, в 1824 году, в основание храма был заложен первый камень. Но был у храма свой предшественник.

В 1702 году только что построенный Невьянский завод по указу Петра I был передан во владение тульскому заводчику Никите Демидову. Посетивший предприятие осенью того же года глава Сибирского приказа Андрей Виниус разработал документ “Память Никите Демидову”, на основании которого должен был работать завод и жить заводской поселок. Среди всего прочего документ предписывал новому владельцу Невьянского завода “построить церковь Божию”.

В 1710 году на берегу пруда была возведена деревянная церковь Преображения Господня с тремя приделами: в память Преображения Господня, Успения Богородицы и во имя апостолов Петра и Павла. Церковь находилась на территории демидовского завода, который был обнесен деревянной крепостной стеной.

Упоминание о демидовском храме содержится в записках путешественника и ученого Иоганна Георга Гмелина, побывавшего в Невьянском заводе в 1742 году: “В крепости стоит старая деревянная Спасо-Преображенская церковь, на месте которой должна быть построена каменная”.

Долгое время храм был единственным культовым сооружением в Невьянске, в состав прихода которого входили жители окрестных поселений и мастеровые других заводов Демидовых.

Планы строительства новой церкви время от времени появлялись на протяжении всего XVIII века, но они по тем или иным причинам так и остались неосуществленными. Ни Акинфий Демидов, ни его старший сын Прокофий, получивший Невьянский завод по разделу имущества в 1758 году, каменный храм не построили.

В 1772 году Преображенская церковь очень сильно пострадала во время большого пожара и, по сути дела, была отстроена заново. В эти же годы освятили еще один придел: в честь преподобного Саввы. Тем не менее демидовская церковь уже не могла вместить всех желающих. В начале XIX века Невьянский завод превратился в крупное предприятие, а количество жителей в заводском поселке перевалило за несколько тысяч. Многие из них занимались торговлей, кустарными промыслами. Невьянская заводская контора обратилась в Пермскую епархию за разрешением строительства нового каменного храма. Вскоре такое разрешение было получено.

10 августа 1824 года в воскресный день по благословению епископа Пермского Дионисия началось строительство нового каменного храма. Уже в наши дни при восстановлении Спасо-Преображенского собора в его основании была обнаружена закладная чугунная плита со следующей надписью: “В Старо-Невьянском заводе покойного господина Коллежского советника Петра Саввича Яковлева... заложен сей храм... на память святого мученика и архидиакона Лаврентия во имя божественного преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... заложение же сия совершил сам епархалъный преосвященный Дионисий Пермский и Екатеринбургский с протоиереями и священниками по божественной литургии, которую сам совершил”. Строился Преображенский храм на средства заводовладельцев Яковлевых и на частные пожертвования.

Строительство храма началось как нельзя вовремя. В 1826 году старая деревянная церковь сгорела от неосторожного обращения с огнем сторожей. Каменный храм стал ее достойным преемником. К этому времени основные строительные работы были уже завершены. В 1827 году освятили правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. Спустя три года был освящен левый придел во имя апостолов Петра и Павла. В этом же году начал действовать главный центральный придел Преображения Господня.

Выстроен Преображенский храм в стиле позднего классицизма. Правда, с абсолютной точностью имя архитектора не может назвать никто. Данных о храме сохранилось очень мало. По одной версии, его создателем мог быть известный екатеринбургский зодчий М. П. Малахов, по другой — не менее известный архитектор А. П. Чеботарев.

Место для строительства было выбрано не случайно — на центральной площади рядом с наклонной башней. Храм идеально вписался в существующий ландшафт. Его архитектура не спорила с башней, а дополняла ее изысканными классическими формами: купола храма перекликались с верхними ярусами домен и куполом башни господского дома Демидовых. Таким образом, единый заводской ансамбль был дополнен и обогащен новыми красками.

Выглядела Преображенская церковь тогда следующим образом. Основная часть представляла собой квадрат, который венчали пять куполов. Центральный круглый барабан с куполом поддерживали изнутри четыре каменных столба и арки. Угловые купола опирались на малые арки и наружные стены. Купола имели форму полусферы и были покрыты листовым железом. Венчали купола медные позолоченные кресты.

Отсутствие лишних деталей, четкость архитектурных линий создают впечатление основательности, устойчивости здания. Внешний вид храма по словам специалистов, обладал удивительной цельностью композиции и “всефасадностью” то есть его основная часть имела общие черты в оформлении и одинаковый вид со всех четырех сторон.

Церковь была украшена шестиколонными дорическими портиками, которые завершали треугольные фронтоны. Три портика скрывали за собой главный и боковые входы в храм. Главное крыльцо и два боковых были покрыты узорчатыми чугунными плитами (подобные находятся в наклонной башне). Такие же плиты покрывали пол в храме. Своды и стены храма скрадывал полумрак, выхватывая на миг то лик святого на иконе, то медный подсвечник. Лишь мерцание свечей играло на чугунных плитах пола. Сама атмосфера храма рождала ощущение чего-то необычного, таинственного, заставляя задуматься о смысле жизни.

Неожиданно при свете свечей в церковных люстрах (паникадилах) появлялся деревянный иконостас с изображениями святых. Как гласит предание, этот иконостас был целиком перенесен из старой демидовской церкви. Подобная версия заслуживает внимания историков. В ее пользу говорят следующие факты: быстрые сроки строительства нового храма, совпадение размеров в плане обеих церквей и стилевое единство внутреннего облика. Вероятно, старые иконостасы устанавливали на новом месте с заменой и обновлением отдельных элементов. Первоначально приделы были отделены друг от друга деревянными перегородками, отчего “в храме было и тесно, и сыро”. Но это было только началом строительства.

В 1850 году было принято решение о пристройке к церкви каменного притвора с трапезной и колокольни. Как рассказывает предание, перед возведением колокольни священник поставил условие, чтобы она непременно была выше демидовской башни, так как “Бог выше Демидова”. Тем не менее по завершении строительства колокольня все равно оказалась ниже. Тогда было решено водрузить шпиль с крестом. В результате Спасо-Преображенская церковь превзошла наклонную башню по своей высоте: 64 метра против 57 с половиной.

Конечно, это только предание. И все же в нем нашли выражение идеи, получившие распространение в России того времени: укрепление духовности, единение людей под сенью православия, что было особенно актуально для Невьянского завода, немалую часть жителей которого составляли староверы. Теперь на смену жестоким легендам демидовской эпохи, которые вспоминаются при виде башни, должны прийти рассказы о житии святых, о божественной справедливости.

Колокольня опиралась на широкий прямоугольный дверной проем притвора. При этом выступающий карниз делил четверик колокольни на две части. Стены в нижней части были прорезаны полукруглыми проемами, верхнюю часть четверика украсили прямоугольные и квадратные ниши. Второй ярус отличали большие полукруглые арки, дающие впечатление простора. Завершает колокольню третий ярус в форме цилиндра, прорезанный с четырех сторон арочными проемами. Венчает колокольню высокий, устремленный ввысь шпиль с крестом.

В эти годы храм приобрел тот неповторимый облик, запечатленный на немногих фотографиях и рисунках того времени. Вместе с наклонной башней и производственными зданиями Преображенская церковь составила единый архитектурный ансамбль, без которого немыслим старый Невъянский завод.

В середине 60 годов XIX века в трапезной было устроено еще два придела: правый, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, в честь Архистратига Михаила, и левый — в честь преподобного Саввы Освященного и святого Николая Чудотворца. Одновременно с этим в центральном Преображенском приделе вместо старых демидовских был установлен новый позолоченный иконостас с витыми колоннами, украшены Успенский и Петропавловский иконостасы. Все три иконостаса были выполнены в стиле барокко. Приделы изнутри ошпаклевали и покрасили зеленой масляной краской, большой купол расписали сюжетами на библейские темы. По словам специалистов, архитектурная четкость и монументальность внешнего вида создавали контраст с праздничным, красочным оформлением интерьера храма. Входя в церковь, верующий попадал в другой, необычайно красивый мир.

В августе 1910 года Преображенский храм отметил 200-летний юбилей (летоисчисление велось от демидовской деревянной церкви). На торжество прибыл епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан, другие высокие гости. Несмотря на льющий с утра дождь, на площади и прилегающих улицах окопались толпы народа. Невьянск встречал гостей хлебом-солью и праздничным перезвоном. Как писали “Екатеринбургские епархиальные ведомости”: “Весело выглядел старинный величественный храм, украшенный зеленью. Радостно звонили колокола...”

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан выступил с приветственной речью. Ответное слово произнес местный настоятель о. Константин. На всенощное бдение “собралась масса молящихся, заполнивших громадный пятипридельный храм”. Праздник завершился на следующий день литургией и крестным ходом.

11 мая 1912 года указом Синода Спасо-Преображенская церковь получила соборный статус. В это время количество прихожан в ее приходе составляло уже свыше 15 000 человек. Появились в округе новые храмы, но равного Спасо-Преображенскому по-прежнему не было.

В 1927 году собор отметил столетие со дня освящения престола. Сохранилась уникальная фотография, на которой запечатлены служители храма тех лет. Сейчас, по прошествии времени, зная последующую историю Спасо-Преображенского собора, глядя на фотографию, кажется, что изображенные на снимке предчувствуют что-то, их лица с недоверием и тревогой смотрят в объектив фотокамеры. Те, кто постарше, вспоминали торжественные мероприятия 1910 года, те, кто помладше, стремились запомнить происходящие события и донести их до будущих поколений.

В нелегкой обстановке проходили праздничные торжества. Невьянск, как и вся Россия, переживал гонения на храмы. Еще в 1922 году в городе работала специальная комиссия по изъятию церковных ценностей. Собор лишился 6 пудов 27 фунтов 26 золотников (109, 3 кг) серебряной и золотой утвари, драгоценных камней. Среди изъятого были такие уникальные вещи, как позолоченная риза Невьянского списка с Верхнетагильской иконы Богоматери “Знамение”, копье с крестом из чистой платины, серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами святых и другое. Дальнейшая судьба святынь теряется во времени.

В 1932 году было принято решение о закрытии собора. Старожилы рассказывали, что накануне, как только стало известно об этом, местные жители, не скрывая слез, в последний раз любовались куполами храма, его блестящим на солнце шпилем. На следующий день Спасо-Преображенский собор был закрыт. Храм лишили голоса: местные власти сняли с колокольни все восемь медных колоколов.

Здание Спасо-Преображенского собора было передано в пользование Невьянскому механическому заводу. Чтобы приспособить здание под производственный объект, в начале 40-х годов началась его перестройка: завершения основной части храма и его сводчатые перекрытия были разобраны. В результате сохранились только четыре наружные стены на высоту 6 метров от цоколя; купольное завершение, сводчатое перекрытие полностью утрачены. Одновременно была снесена колокольня.

Передо мной лежат фотографии конца 30-х — начала 40-х годов XX века. Они представляют собой трагичную летопись того времени. На первой фотографии зафиксирован вид храма без крестов и шпиля, на второй — снесены церковные купола, на третьей фотографии храм остался без колокольни.

После 1942 года были разобраны примыкавшие к фасадам портики, полукруглые окна заложены, вместо них пробиты новые прямоугольные. По проекту 1942 года в интерьере был устроен антресольный этаж. Здание покрыли новой крышей. Только трапезная дошла до нашего времени в неплохой сохранности: основной объем ее и первоначальное покрытие сохранились, восточное и западное окна на северном фасаде, полукруглые проемы верхнего и нижнего света сохранились частично.

К концу XX века, когда Невьянск готовился отмечать свой юбилей, Спасо-Преображенский собор представлял собой здание, полностью утратившее облик культовой постройки. Понадобились время, немалые средства и усилия многих людей, чтобы возродить уникальный памятник церковной архитектуры XIX века.

“Здесь чувствуется благодать...”

Три года назад Невьянск отметил свой трехвековой юбилей, а Урал — трехсотлетие местной металлургии. Неудивительно, что в связи с этим все больше историков, архитекторов, искусствоведов и просто туристов обращаются к истокам истории Урала в целом и Невьянского завода в частности. К счастью, невьянцы сохранили многие свои памятники старины: Наклонную башню Демидовых, купеческие дома, торговые лавки, без которых сегодня невозможно представить облик Невьянска. За последние годы исторический центр города заметно преобразился, похорошел. Подлинным украшением Невьянска, наряду с Наклонной башней, стал год назад возрожденный из небытия Спасо-Преображенский собор.

Монументальный храм особенно величественно смотрится рядом с воздушной, устремленной ввысь трехъярусной колокольней. Обращает на себя внимание удлиненный металлический шпиль с крестом. Как и в старые времена, колокольня на несколько метров выше Наклонной демидовской башни. Горят на солнце церковные купола, а шпиль колокольни, словно мачта корабля, плывет, обгоняя облака, в неведомое. К звону башенных курантов, к удовольствию всех невьянцев, добавился перезвон колоколов Спасо-Преображенского собора.

При поддержке и участии областных властей, силами местных и приезжих специалистов возведен из небытия Спасо-Преображенский собор. Немало людей вложили силы и душу в его возрождение. Подобно тому, как Наклонная башня символизирует демидовскую эпоху в истории города, так собор сегодня является самым ценным памятников эпохи заводчиков Яковлевых и одновременно символом возрождения православной культуры.

“Мы не купола и кресты восстанавливаем... — веру нашу и душу народную”, —произнес как-то во время одной из планерок в Невьянске председатель правительства области А. П. Воробьев. Эти слова как нельзя лучше отражают то, что происходило в Невьянске в последние три-четыре года.

Планы возрождения православной святыни появились у руководства Невьянского механического завода еще в конце 80-х годов XX века. В начале 90-х годов из бывшего здания храма (с 30-х годов здесь находился заводской цех) было выведено производство, по заказу механического завода сотрудники московского института “Спецпроектреставрация” выполнили архитектурно-археологические обмеры здания, подготовили эскизный проект реставрации. На большее в то время не хватило средств.

И все же храм ждали лучшие времена. Приближалось трехсотлетие Невьянского завода и города Невьянска. На повестку дня встал вопрос о воссоздании исторического центра старинного города, реставрации памятников архитектуры.

Новый этап в жизни Спасо-Преображенского собора начался 24 апреля 2000 года, после выхода указа губернатора Э. Э. Росселя “О реставрации памятников промышленной архитектуры в г. Невьянске”. Правительство Свердловской области выполнило задание “приступить к разработке мероприятий по восстановлению и дальнейшему использованию объектов комплекса, включая Спасо-Преображенский собор”. Ответственным за исполнение указа был назначен председатель правительства области А. П. Воробьев.

И полетели дни. Архитекторы фирмы “Терем” во главе с В.И. Симиненко провели исследовательские работы, разработали рекомендации по восстановлению храма. Пришлось поработать в архивах, по крупицам собирая скудные сведения о внешнем виде храма, особенностях его строения. Изучив остатки фундаментов и сохранившиеся стены собора, архитекторы получили представление об особенностях фундамента, глубине его залегания. Наконец проект реставрации был готов.

Вскоре приступили к практическим работам по восстановлению храма. Генподрядчиком строительства было назначено строительно-промышленное акционерное общество “Среднеуральское управление строительства”, которое имело опыт проведения подобных работ. Позднее ему на смену пришло ЗАО “Корпорация “Атомстройкомплекс”.

В апреле 2001 года был создан благотворительный фонд “Наследие Демидова”, который выступил заказчиком работ. Проведение столь масштабных реставрационных работ требовало немалых средств. Финансами помогли многие предприятия Урала, а особенно сотрудники фонда благодарны Сибирско-Уральской алюминиевой компании. Часть средств была выручена на благотворительном телемарафоне, прошедшем в марте 2000 года.

Каждую неделю в Невьянске проходили оперативки, на которых председатель правительства области А. П. Воробьев лично координировал ход восстановительных работ, совещания проходили не в кабинете, а прямо на строительной площадке, где их участники могли воочию увидеть результаты своих трудов.

Спустя год после начала реставрационных работ, 19 мая 2001 года, в присутствии представителей правительства области, других официальных лиц и участников строительства архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил основание престола Спасо-Преображенского собора. Обнаруженные в ходе работ чугунная закладная плита 1824 года с именами строителей храма и его попечителей и закладной крест были сфотографированы для истории и вновь помешены в основание храма. Рядом в память второго рождения собора была заложена новая плита. “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа обновися сия церковь в честь и память Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, при Святительстве Высокопреосвященнейшего Внкентня... 2001 года, мая месяца, 6/19 дня”, — гласил текст.

К началу XXI века от храма осталось немногое. В довольно хорошем состоянии сохранились лишь фундамент собора и трапезная, остальные стены уцелели только на высоту 5—6 метров. После изучения особенностей грунта проектировщики решили ставить стены здания на старые фундаменты. Несмотря на слабые грунты, в их надежности можно не сомневаться.

Трудности встретились при вскрытии кровли трапезной. Оказалось, что концы деревянных стропил и балок подвесного потолка сгнили, кирпичная кладка местами расслоилась. В результате строители отказались от старых конструкций потолка и крыши, изготовив новые из современных материалов. Расслоившуюся кладку перебрали и заменили новой. Также было решено отказаться от воссоздания южного пристроя к зданию трапезной. Вместо этого строители сделали выход из храма и установили крыльцо.

После возведения основной части подошло время колокольни. Ее строительство оказалось непростой задачей. Принцип постройки колокольни пришлось изучать по немногочисленным фотографиям и документам начала XX века. Восстановив ее первоначальную планировку, строители возвели колокольню из облегченного кирпича. При этом ее основание опиралось на четыре угловых пилона, которые соединяли арки, поддерживающие сводчатое перекрытие колокольни.

После воссоздания основного объема храма начались отделочные работы. Они были поручены специалистам Прикамской инвестиционной компании из Перми, которые блестяще справились со своим делом. При этом пермяки ввели в дело новую технологию нанесения штукатурки на основу куполов: стали класть ее не на голую металлическую сетку, а на сетку с керамическим покрытием. Это было сделано, чтобы избежать отрицательного воздействия разности температур на состояние штукатурки и обеспечить надежность покрытия здания.

Кровельщики из фирмы “Морион” постарались с покрытием куполов храма. До Невьянска они заставили блестеть 400 российских куполов. Правда, в Невьянске мастеров ждали неожиданности. Купола Спасо-Преображенского собора имеют нетрадиционную колоколообразующую форму, что, по словам специалистов, сильно затрудняет установку покрытия. Кроме того, на их поверхности встречаются участки, так называемой “отрицательной кривизны”. Пришлось изобретать новые крепежные устройства, с чем мастера неплохо справились. Невьянские купола покрыты нержавеющей сталью, обработанной нитридом титана.

Летом 2002 года в присутствии невьянцев и гостей города был водружен крест на большой центральный купол. Спустя несколько месяцев были подняты кресты малых куполов. Близилось окончание стройки.

В этом же году мастера приступили к внутреннему обустройству храма. Это дело оказалось не менее трудным и ответственным, чем все остальное. По всему плану храмовой части был устроен подвал для размещения вентиляции и отопления. В стенах храма были устроены вентиляционные каналы. Вентиляционные отверстия в полу и столпах строители декорировали металлическими решетками.

Полтора года работы Спасо-Преображенского собора показали, что строители не ошиблись в своих расчетах. С помощью современных приборов зимой в храм подается подогретый воздух, трапезная обогревается водяным отоплением. Также отапливаются служебные помещения в основании колокольни. Котельную и водораспределительный узел строители разместили в отдельном здании. Оно выстроено к северу от храма за пределами исторической зоны и соединено с ним подземными коммуникациями.

Чем ближе становилась дата открытия Спасо-Преображенского собора, тем большее волнение охватывало строителей. Хотелось, чтобы храм был выстроен на века, чтобы его внешний вид и внутреннее убранство радовали прихожан и гостей города. “Тянет к этому святому месту, — говорили почти все участники восстановления Спасо-Преображенского собора. — Все работающие на строительстве храма объединены общим делом, все мы люди верующие, поэтому стройка проходила без всяких эксцессов”.

Летом 2003 года строительство Спасо-Преображенского собора вошло в свой завершающий этап. Вот уже сияют все семь куполов, подняты кресты, установлен на колокольне металлический шпиль. 30 июля архиепископ Викентий освятил восемь колоколов, изготовленных мастерами фирмы “Катков и К?” из Каменска-Уральского. Спасо-Преображенский собор вновь обрел свой голос.

Снаружи стены храма окрашены в светло-бежевый цвет, колонны и пилястры — в белый. Цоколь и крыльцо были облицованы серыми гранитными плитами, что делает их красивее и долговечнее. В целом все сооружение выдержано в едином архитектурном облике и цветовой гамме, как внутри, так и снаружи.

Наступил день, когда председатель правительства Свердловской области А.П. Воробьев и министр металлургии В.А. Молчанов приехали в Невьянск не на производственное совещание, чтобы курировать ход работ, а просто чтобы полюбоваться уже готовым храмом.

19 августа 2003 года, в день Преображения Господня, в присутствии губернатора Э.Э. Росселя, председателя правительства области А. П. Воробьева, других официальных лиц, а также множества невьянцев архиепископ Викентий освятил Спасо-Преображенский собор. Храм распахнул двери для своих прихожан. Началась его новая жизнь, которая, хочется верить, будет более счастливой.

Символика имеет большое значение в церковной жизни. Со стороны Спасо-Преображенский собор напоминает большой корабль: колокольня — это мачта, купола — распущенные паруса. Храм-корабль несет верующих по бурному житейскому морю к тихой, спокойной пристани. Не случайно количество куполов на храме. Семь куполов Спасо-Преображенского собора означают семь церковных таинств.

Храм строго сориентирован по сторонам света. Вход в собор расположен с запада, а на восток, к алтарю, обращены взоры прихожан во время молитвы. Именно с востока совершится второе пришествие Иисуса Христа, считают верующие.

Изумительная архитектура храма притягивает к себе взоры туристов, внутри от ликов святых веет спокойствием и умиротворением. Поражает его внутреннее убранство. Состоит Спасо-Преображенский собор, как и раньше, из трех частей: паперть (крыльцо), основная часть и алтарь.

Пройдя паперть внешнюю, мы попадаем в паперть внутреннюю, или притвор. Над этой частью храма находится колокольня, размещены хозяйственные службы. Надо сказать, что притвор является молитвенным местом приготовления человека перед входом в храм. Здесь верующие оставляют свои мирские заботы и настраиваются на встречу с божественным.

Трапезная часть храма предназначена для малых повседневных богослужений. В ней расположено два придела: южный — в честь Архангела Михаила и северный — в честь святого Николая Чудотворца и Саввы Освященного. В трапезной устраивается купель для крещения, а в большие праздники проходят трапезы для прихожан. В торжественные моменты службы зажигают паникадила. Также в трапезной можно приобрести свечи, иконы, церковную литературу.

В центральной части Спасо-Преображенского собора находится три придела. Главный устроен в честь Преображения Господня, северный — в честь Петра и Павла, южный посвящен Пресвятой Богородице. Именно здесь собираются прихожане на торжественные богослужения.

При восстановлении собора мастера старались следовать традициям, но от некоторых вещей решили отказаться. Впрочем, это пошло храму только на благо. Так, вы больше не увидите в храме чугунных плит, покрывавших пол раньше. Теперь полы храма радуют глаз многоцветным орнаментом, выполненным из двенадцати сортов гранита, мрамора и змеевика. Деревянные с позолотой иконостасы заменили красочные фаянсовые, изготовленные мастерами Сысертского завода. Новые иконостасы как нельзя лучше сочетаются с многоцветьем полов.

Иконостасы отделяют от нас третью, главную часть храма — алтарь. Именно здесь, перед изображением святых церковных праздников, прихожане могут поставить свечку за здравие свое или близких. Напротив алтарей находятся столики со скошенным верхом — аналои, на которые при богослужении кладут церковные книги, ставят иконы и крест. Таких аналоев в храме несколько. На центральном же аналое всегда лежит икона того события или святого, память которого отмечают в этот день.

Алтарь символизирует мир небесный и потому находится на некотором возвышении. В алтаре священнослужители совершают богослужения. Именно здесь находится самое почитаемое место в храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения.

Каждый день ранним утром и поздним вечером мелодичный звон церковных колоколов наполняет неподдельной радостью сердца и души невьянцев. Храм останется в памяти у каждого, побывавшего в нем. Приезжайте в Невьянск, и вы в этом убедитесь!

Алексей КАРФИДОВ,
заведующий историческим отделом Невьянского музея
«Урал», № 3, 2005 г.