У камня кончилось терпение
В доме культуры верх-нейвинских металлургов на стенах проступают лики ангелов и святителей
Удивительное явление наблюдают сотрудники верх-нейвинского центра культуры и досуга: со стен здания тут и там сходит слой побелки и отваливается штукатурка, открывая потрясающие фрески. Верующие жители посёлка, видевшие это чудо, убеждены: разорённый в 1930-е годы Свято-Никольский храм больше не желает рядиться в мирскую одёжку кулис, и вместо артистов в нём должны петь православный батюшка и церковный хор.
В этом здании со стандартной адресной табличкой на фасаде «улица пл. Революции 1» трудно угадать признаки храмовой архитектуры. Правда, стоит взглянуть на него чуть внимательней, чтобы увидеть на светлых стенах контуры трёх скрытых под слоем штукатурки больших полуциркулярных окон. Причём, как утверждают местные жители, эти вполне чёткие контуры проступают после каждого косметического ремонта здания, как бы их ни замазывали и ни забеливали.
Однопрестольный Свято-Никольский храм был возведён в Верх-Нейвинском заводе в середине XIX века. Но век его оказался недолгим: в 1930-х годах его закрыли и перестроили. Безжалостно снесли центральный купол и колокольню, закрасили все настенные росписи внутри помещения, сделали пристрой. Поначалу в здании уже бывшей церкви содержались заключённые, ежедневно отправляемые на работы на местный завод.
В годы войны сюда перевели клуб, до того располагавшийся в другом храмовом помещении. В клубе разместили киноустановку, зрительный зал, устраивали танцы. Убрав церковную ограду, за которой под сенью берёз покоились усопшие священники, разбили парк с открытой танцплощадкой. Одним словом, было весело. Впрочем, здесь и сейчас не скучно. С 1958 года в здании Свято-Никольского храма располагается дворец культуры.
несколько лет назад переименованный в «Центр культурно-досуговой и спортивной деятельности» (ЦКДСД). Даже самые капризные приезжие артисты, выступавшие на его сцене, не могли надивиться редкостной акустике зала. Петь здесь, говорят, одно удовольствие.
Только в начале 1990-х годов служители культуры стали замечать, что побелка на стенах здания совершенно не хочет держаться. Косметические ремонты здесь проводят практически каждые пять лет, но краска во многих местах моментально начинает осыпаться. А под ней становятся видны яркие краски некогда тщательно замазанных изображений религиозного характера. Первой таким образом была обретена фреска высотой более двух метров с образом святителя Евтихия - патриарха Царьградского. Говорят, святитель показывался на этой стене и в советское время. Штукатурка любого качества и количества отваливалась кусками, оставляя в первозданной целости святую икону, которую всякий раз закрашивали.
Делать это вновь в постсоветское время ни у кого рука не поднялась. Фреску наконец оставили в покое, и она, по словам местных очевидцев, удивительным образом начала словно бы отмываться: краски становятся ярче. Предположительно образ создан благодаря особому попечению купца Евтихия Полузадова, на чьи благотворительные пожертвования строилась Свято-Никольская церковь.
Сегодня святитель Евтихий не одинок. Не так давно по обе стороны от сцены на стенах начали проявляться изображения двух ангелов с трогательными и словно живыми румяными детскими личиками. Только глаза их как-то не по-детски грустны. Работники ЦКДСД даже повесили занавесочки и закрыли фрески: ни к чему артистам столь выразительные напоминания о том, в каком месте они публику веселят. Но судя по тому, что тут и там под дружно осыпающейся штукатуркой виднеются красочные фрагменты всё новых святых изображений, ситца на занавески культурно-досуговому центру понадобится немало.
- Очевидно, правы люди, объясняющие это необычайное явление тем, что молитвенное здание не приемлет и отторгает услуги людей мирских. Ведь хотя они о нём вроде бы и забоятся (белят, красят), а на самом деле - продолжают убивать его, храма, душу, - говорит местный краевед Татьяна Курцева, сама до пенсии работавшая директором ДК «Металлург». - К сожалению, вопрос о возвращении храма верующим муниципалитету решить никак не удаётся. Проблема в том, что очагу культуры просто некуда переехать отсюда. Ведь без него-то людям тоже никак нельзя.
По словам главы Верх-Нейвинского городского округа Алексея Коптелина, муниципальнаяказна слишком скромна, чтобы на её средства построить новое здание под культурно-досуговый центр
- Все наши надежды на то, что это удастся сделать при помощи земляков, промышленных предприятий, - говорит А.Коптелин. - В 2012 году завод будет отмечать 250-летие, а сам посёлок Верх-Нейвинский - 350-летие. К этим датам есть планы отреставрировать и облагородить площадку нашего уникального историко-архитектурного комплекса, в состав которого входит и ДК, то есть - Свято-Никольский храм. Проект, который нам уже передали, просто шикарный. Ясно, что его реализация выльется в несколько десятков миллионов рублей. Ну а лет через пять, возможно, дойдёт и до постройки нового здания, в которое можно будет переселить из храма Центр культурно-досуговой деятельности.
Страшно подумать, когда же смогут быть достойно отреставрированы другие удивительные объекты в составе упомянутого историко-архитектурного комплекса в центре посёлка, на Площади революции. А ведь этот комплекс, немало пострадавший от этой самой революции, настолько уникален, что способен сделать Верх-Нейвинский одним из самых ярких самоцветов в ожерелье уральских диковин - наиболее перспективных туристических объектов. Если, конечно, его привести в порядок да создать необходимую для развития туристического бизнеса инфраструктуру.
Пока же в посёлке нет даже крошечной гостиницы. А восторг, что охватывает вас при виде великолепных, под стать самому Питеру, но изрядно запущенных зданий, обретает солоноватый привкус - от наворачивающихся слёз.
Верх-нейвинские краеведы и порой обсуждают ещё один вариант решения проблемы реставрации и сбережения местных памятников истории и архитектуры. Если бы стена вокруг зажиточного соседа - Новоуральска, отражающегося в зеркале Верх-Нейвинского пруда с другой стороны, в буквальном, смысле пала, то стало бы возможным объединение двух муниципальных образований в одно. Тогда бы молодой город атомщиков, основанный почти на три столетия позднее своего ближайшего соседа, и поначалу даже именуемый Новым Верх-Нейвинском, получил этакую, образно говоря, «драгоценную шкатулку». Подремонтируй её, почисти, подшлифуй - и с гордостью показывай любознательному приезжему люду. За деньги, естественно.
Если честно, об этом как-то толковали и главы обоих муниципальных образований. Алексей Коптелин рассказал, что в принципе руководство Новоуральска не против объединения, да и жители вряд ли отвергли бы такой вариант. Но вопрос открытия города атомщиков решается не на уровне муниципалитета и даже не на уровне области, а в столице. Москва же на этот счёт пока молчит.
Люди, как известно, терпеливы. И ждать чего бы то ни было могут долго. Иногда даже всю жизнь. А вот украшенные табличкой «улица пл. Революции 1» стены поруганного храма, в котором десятилетиями праздновали советские праздники и теперь продолжают петь и танцевать, похоже, совсем выходят из терпения.
«Интересно, кто здесь покажется?! - гадает сотрудница ЦКДСД, разглядывая на светлой штукатурке очередное цветня пятнышко, появившееся позади сцены. И рука её сама собой поднимается ко лбу - перекреститься...
Зинаида ПАНЬШИНА
«Областная газета», 24.06.2011 г.