Уральская история >

ТАЙНА СТАРИННОЙ ИКОНЫ

В истории русской архитектуры немало талантливых творцов, оставшихся неизвестными. Имя иконописца часто скрыто от нас потому, что не принято было обозначать свое авторство на Божественном изображении…

Но вот передо мной икона XVIII века. Невьянская, по определению специалистов. Уникальная. Не в силу своей подлинности и почти трехвековой давности. Это икона с загадкой. Ее тайнопись схожа с шифром, который надо разгадать. А появилась она совсем недавно в доме Владимира Павловича Сырчина, известного екатеринбургского камнереза и мастера по огранке. Икону принес ему тоже один из огранщиков, купивший ее на улице. Стоило Владимиру Павловичу взять ее в руки, как он сразу же понял, что изображение несет зашифрованную информацию.

На иконе, казалось, написана Богородица с младенцем, но ее лицо покрыто толстым слоем краски. Большое пятно и на лице младенца. Наметанным глазом мастер определил, что живописец сделал так не случайно. Взяв лупу, он стал рассматривать это место и неожиданно обнаружил… мужской портрет! А черные полосы, которые пересекали здесь икону, оказались сеткой, сквозь которую смотрело сильное, волевое лицо. Чувствовалось, что этот человек не свободен. О том говорила и вся его фигура.

Переместив окуляр вправо, на край иконы, где по канону должен быть архангел или святой, мастер совершенно ясно увидел женский портрет. Фигура была одета в платье, словно расшитое каменьями. Бледное лицо женщины выдавало тревогу. Скользнув лупой вниз по каменьям, Сырчин увидел женский групповой портрет. Некоторые из женщин, как на купании, сидели кто на выступе, кто у скал. Потом в боковом свете появилась голова мужчины, который, по всей видимости, приплыл к выступу.

Чувствовалось, что рядом была вода. Направив лупу на другое пятно краски, мастер разглядел голову мужчины, лежащего на берегу реки или пруда, вздымающегося волнами. Тело его уходило куда-то под плиту. Изображение было настолько ясным, что Сырчин подумал: такую тонкую прорисовку мог сделать лишь мастер-миниатюрист высочайшего класса, умеющий водить кисточку почти одним волоском. Это еще раз подтвердил и увиденный в центре иконы портрет мужчины в полный рост, с черной густой шевелюрой и большими черными глазами. В его правом глазу вдруг сверкнуло что-то, похожее на алмаз. Так художник показал, вероятно, что перед нами человек холодный, жестокий. Что удивительно, через столько лет от изображения шла какая-то холодная энергия. Возможно, это хозяин.

Но что за помещение, где просматривались все эти сюжеты?

На дом, комнаты оно не походило. Повертывая лупу под разными углами, новый владелец иконы обнаружил изображение еще двоих мужчин, сидевших, похоже, в каком-то подземелье. Сменил ракурс – и тут же увидел большие каменные плиты. Не были ли они условным обозначением места пребывания этих людей? Еще одно пятно, за которым просматривалась голова коня, подтвердило догадку. Значит, рядом шла конная дорога.

А вот в окуляре показалась и карта местности. Голова собаки рядом с женским портретом в правом углу иконы могла обозначать охрану. Если бы женщина была свободной, вряд ли бы у нее был такой взгляд иступленного страдания. Неординарность событий, происходивших, очевидно, в закрытом месте, недоступном для посторонних глаз, подтверждают изображения черепов, выделенных художником другой краской.

Возможно, художник писал икону, рассчитывая на того, кому она попадет в руки на воле? Тогда он был человек заключенный? Похоже на то, тем более что и сама столь тонкая миниатюрная работа требовала для выполнения много времени. А может, был мастер чеканщиком монет?..

Остается добавить, что икона не была похоронена вместе с автором. По формату была именно похоронной, а попала на волю. Возможно, по последней просьбе мастера, как это делалось после казни? Могла она попасть и в местную церковь (Невьянскую). Сегодня остается только гадать, кому принадлежала икона. Но главное – она достигла цели: вышла на волю, пережила своего хозяина, и мы любуемся на настоящие шедевры миниатюрной портретной живописи, которую оставил нам неизвестный художник.

Валентина ЧЕРЕМИСИНА
«Уральский рабочий», 28.07.2006 г.