КАМЕНЬ ЦВЕТА ЗАРИ
Розовый топаз считают самым дорогим из всего цветового многообразия этого камня. И не только из-за редкости находок, но и благодаря его окраске, которая символизирует надежду, чистоту и новизну.
Напрашивается аналогия с утренней зарей, когда происходит обновление природы, связанное с приходом нашего светила. Светло-розовые топазы олицетворяют собой начало дня, а темно-розовые и фиолетовые являют закат, будто они впитали в себя все тяготы и проблемы, накопившиеся за день.
Окрашенные в розовые тона, камни как бы держат и хранят частичку тепла, что не удивительно, ведь топаз иногда именуют «огненным камнем»: его название на санскрите означает «огонь» или «тепло». Однако это утверждение оспаривал еще Плиний Старший, когда говорил, что назван этот камень по имени острова Топазос (ныне о. Забаргад) в Красном море. Остров тот был часто скрыт туманом, и его довольно трудно было отыскать мореплавателям, а слово «топазин» на языке «троглодитов» (так римляне называли чужеземцев) означает «искать»…
Последнее определение напрямую связано с уральским розовым топазом. У нас такие топазы встречались только при разработке Кочкарской системы золотоносных россыпей в долинах рек Каменки и Синарки еще в XIX веке. Их первая находка была сделана в 1853 году, и уже тогда они поразили всех своей чистотой и окраской. Попутно из этих же россыпей добывали другие редкие драгоценные камни – рубины, эвклазы, фенакиты и хризобериллы.
Когда золотые россыпи истощились, находки розового топаза тоже прекратились. Долгое время первичным источником этих драгоценных камней в россыпях считались гранитные (миароловые) пегматиты Кочкарской интрузии. Однако обнаружить розовый топаз и другие минералы в друзовых полостях пегматитов Борисовского, Михайловского и Светлинского пегматитовых полей так и не удалось.
Только в конце 60-х годов прошлого века они были найдены А.С. Таланцевым и А.Ю. Кисиным в коренном залегании среди мраморов и мраморизованных известняков. Ученые проследили эту площадь с розовым топазом и другими драгоценными камнями вдоль всего восточного края Кочкарской гранитной интрузии на протяжении 60 км. Оказалось, что породы обнажились непосредственно в берегах рек Каменки и Санарки, но на них никто не обращал внимания. И до сих пор добыча уникального розового топаза, а попутно и других драгоценных камней, у нас не производится. Кроме Кочкарских россыпей отмечались единичные кристаллы розовато-фиолетового топаза в копях Липовского никелевого месторождения в окрестностях г. Режа.
Розовая и розово-фиолетовая окраска уральских топазов связана с наличием в структуре минерала трехвалентного хрома. Под действием солнечного света розовый топаз не меняет своего цвета, но с применением технических средств его окраска становится неустойчивой. Установлено, что розовая окраска топазов сохраняется даже при нагревании до 800 градусов. Однако заметили, что этот самый редкий розовый цвет можно получать искусственно: стоит нагреть коричнево-желтый кристалл, как он после остывания становится розовым.
Один коллекционер даже любил этим развлекать своих гостей. У них на глазах он помещал в камин тигель с несгораемым порошком, в котором находился кристалл топаза, и после какого-то времени торжественно извлекал великолепно окрашенный розовый камень. Удивительно то, что возникший цвет потом не исчезает, как это часто бывает со многими розовыми минералами: топаз словно бы впитывает в себя огонь и, приобретя его окраску, уже с ней не расстается. Такие же опыты проводил знаменитый академик А.Е. Ферсман.
Современные технологии позволяют добиваться почти любого цвета: искусственную розовую окраску получают не только путем нагревания, но и с помощью облучения рентгеновскими лучами. И она становится вполне тождественной природной розовой, что подтверждается спектральными исследованиями.
Ювелирная особенность этого камня – неподражаемая внутренняя игра света и сильный блеск. Наиболее известным ювелирным украшением из розового топаза является один из рыцарских орденов Золотого руна, учрежденного в 1430 году герцогом Бургундским Филиппом Добрым. С 1577 года главными магистрами ордена были испанские короли, а членство в ордене и право носить его знак отличия принадлежало только высшей аристократии. Именно этот орден с пятью крупными ограненными овальными розовато-лиловыми бразильскими топазами хранится в Алмазном фонде России. К сожалению, уральские розовые топазы встречаются настолько редко, что изготовление ювелирных изделий из них не практикуется, и их кристаллы в основном сосредоточены в геологических музеях и частных коллекциях.
Александр ШОРИН,
Юрий ЕРОХИН,
фото Валерия ТЮЛЬКИНА , кандидата г.-мин. наук, зам. директора геологического музея УГГУ.
«Уральский следопыт», №7, 2006 г.