Криптозоология >

ИРБИТСКАЯ ЧЕРТОВЩИНА ПО-МОСКОВСКИ

- Тоже мне, газетчик-аномальщик, - выговаривал в начале лета добрый мой знакомый, Коля Кукаркин, прочитывающий все попавшие ему в руки газеты и журналы от корки до корки. - Гоняешься за всякими там НЛО, привороты-отвороты колдовские разгадываешь, за космическими пришельцами подглядываешь. А то, что у тебя буквально под носом, а точнее, в уральских лесах творится, не видишь и не слышишь. На, читай!

И сует мне в руки вырезку из одной столичной газеты, имеющей немалую аудиторию и в наших краях. А там интереснейший материал о чуде-юде, которое якобы завелось в лесах под Ирбитом. О каком-то новоявленном лешем, по ухваткам и облику похожем на пресловутого снежного человека.

Этой самой публикацией под заголовком "Проделки лесовика" дружок мой бил меня, что называется, под самый дых. Знал, что уже добрый десяток лет гоняюсь по Уралу за этим таинственным обитателем. Но пока что ничего реального отыскать не удавалось. Так, одни слухи, неосязаемые следы... Воспоминание старой женщины, которая в начале прошлого века, будучи на покосе, видела огромного заросшего шерстью человека, качавшего подвешенную к березе люльку с ее братиком-грудничком. Пара писем в редакцию. В одном - об огромных "человечьих" следах, что оставил ночью около железнодорожной будки под Серовом неизвестный "прохожий". В другом - рассказ ребятишек-велосипедистов, встретивших на лесной дороге (кажется, под Арамилью) неизвестное человекообразное существо. Причем оно почти мгновенно исчезло из виду.

Как говорится, не густо. А тут - подробный рассказ о монстре ("то ли зверь, то ли человек"), что свободно разгуливает в уральских лесах.

Как утверждает автор публикации, Алексей Загорянский, цитирую: "мохнатый двуногий зверочеловек успел уже порядком достать жителей многих близлежащих деревень. То унесет в лес козу или овечку, а то и человека ограбит..." В деревне Большая Кочевка видели лесовика как минимум пять раз. Понятно, каких страстей натерпелась местная жительница Татьяна Шарикова, на глазах которой дикарь, "обхватив животное (теленка) мощными руками, припал к его шее ртом". Выяснилось, пил кровь из вены.

Еще и еще душераздирающие истории. Как этот не то мужик, не то обезьяна ограбил некую Анну Букину из деревни Сосновка. Отнял продукты, что женщина несла в сумке. "Страшный, как черт, и злой", - сказала.

Дальше - больше. Как и полагается в настоящей трагедии, основные ужасы прибережены к финалу. "Когда летом в лесу нашли обезображенный труп мужчины, - сообщается в газете, - подозрения пали именно на лесовика. - Якобы он подкараулил грибника и задрал, словно медведь-шатун".

Естественно возникающий вопрос о противодействии этому чудищу тоже освещен. Егерь Анатолий (троюродный брат автора), встретив его в лесу ("мохнатый, бородатый, с тупым взглядом"), мгновенно сдернул с плеча ружье и шарахнул по нему картечью. Тот завыл и исчез, как сквозь землю провалился. Только несколько капель крови на земле остались... А в отместку шатун в другой деревне двух кур утащил.

О правомочности стрельбы "почти не целясь" и не раздумывая говорить на буду. Тем более, думалось, уж слишком "лесной житель" запугал все окрестное население. Со страху и в родную маму выпалишь. Но раз дело до стрельбы дошло, значит, местные власти просто обязаны знать о пребывании его в округе, ведь утверждается, что он промышляет в районе вот уже несколько лет.

На месте бы разобраться со всей этой чертовщиной, да дела не отпускают. Пришлось поклониться в ножки бывшему собственному корреспонденту "Уральского рабочего" в той зоне Смирных, человеку дотошному и ответственному за каждое слово: "Выручай, Алексей Иванович! " Привожу его очередное журналистское расследование почти дословно:

"Прочитал публикацию главы рабочего поселка Зайково (автор утверждает, что там начал раскручивать историю с лешаком) Светлане Витальевне Щербаковой.

Она от души посмеялась. Хорошее, говорит, сочинение!

Посоветовала зачитать публикацию егерю Александру Павловичу Дымшакову. Прочитал.

Тот в ответ:

- Впервые вот сейчас от вас слышу!

Заметил попутно:

- Никакой тайги вокруг нет и в помине, одни перелески да колки.

Еще сказал:

- У меня пасека в двух километрах от Большой Кочевки. Водись эта страшила в действительности, она бы уж пасеки не миновала!

Враль-автор о пасеке, видимо, не знал, иначе не упустил бы такого выигрышного момента.

Сослался егерь на зятя Михаила Мустафина, лейтенанта Зайковского отделения милиции. Дескать, будь бы хоть отдаленный намек на что-то из прочитанного, уж он-то обязательно знал бы.

Татьян Шариковых в Большой Кочевке две - Григорьевна и Васильевна. До моего разговора с ними о лесовике тоже ничего не слышали, а уж о том, что встречались с ним, и говорить нечего.

На мой взгляд, стоило бы сделать запрос в столичный комитет по печати, знать, кто издает газетенку. Кто укрылся за псевдонимом "Алексей Загорянский". И выдрать.

Да, выдрать, конечно, есть за что. Но что с них, москвичей, для которых все, что находится за пределами Московской окружной автодороги, - Сибирь, Урал, Дальний Восток - непонятные джунгли и страшная тайга. Тот самый "Затерянный мир" (книга и телесериал), в котором могут происходить самые удивительные случаи и приключения. Особенно после третьего стакана сивухи в застолье у "троюродного егеря".

Конечно, на всякий случай автор побасенки о лешем страхуется. Ехали, мол, на машине, встретили за деревней Осинцево странное "чудище", догнать не сумели - слишком уж "стремительно двигался объект". Правда, следы посмотрели - под 50-й размер обуви тянут.

...Все же нам удалось разыскать следы посущественнее, раскрывающие секрет появления этой байки на свет божий.

Оказывается, на одной из здешних еще сохранившихся скотоводческих ферм в новый год вышла праздничная шутливая стенгазета. Местный краснобай опубликовал в ней свою фантазию о деградирующем "лесном человеке", его злоключениях, что и стало сюжетом для "краеведческого расследования" уже столичной прессы. Что ж, уральцам-стенкорам есть чем погордиться в очередной раз - их написанные под звон новогодних бокалов байки принимают в столице почти всерьез. Виртуальная жизнь, виртуальные отношения под рубрикой "Хотите - верьте, хотите - нет".

Юрий КОНЬШИН
«Уральский рабочий", 12.09.2002 г.