Разное >

Отстойный край державы

Благоприятный имидж Урала на уровне федерации формируется только за счет специализированных СМИ. Крупнейшие федеральные каналы и газеты не ставят перед собой подобных задач, а регион не может предложить ярких точек позиционирования.

В новейшей истории самая большая удача в смысле имиджа явилась Уралу в лице пермского писателя Алексея Иванова . За какой-то год благодаря «Сердцу Пармы», «Message: Чусовая» и «Географу» российская читающая публика вдруг узнала, что мы — это не только горы, Ельцин и так далее по набившим оскомину штампам, но какая-никакая жизнь. Причем жизнь с историей, характерами и образом. Урал и уральцы впервые со времен Бажова и Мамина-Сибиряка снова стали частью общероссийского культурного контекста, оказались интересны и своеобычны.

Заметил Иванова и уже бывший главный редактор русского Newsweek Леонид Парфенов . В конце ушедшего года объявлено, что писатель и журналист затеяли документальный телепроект — некий уральский «Код да Винчи». Четырехсерийный фильм охватит географию Свердловской области и Пермского края, несколько веков истории, и расскажет стране об особенностях загадочного «уральского менталитета». Парфенов хочет продать фильм «Первому каналу». В таком случае это будет первая масштабная попытка показать российскому зрителю лишенный повседневной пошлости и инвестиционного лоска образ региона, который пока что предстает перед всей страной в весьма неприглядном свете.

Если верить словарям, имидж (образ) формируется «на основании заявлений и практических дел личности или организации». В идеальном случае имидж региона — инструмент политики, результат целенаправленной деятельности властей. Но в современном информационном, если угодно, медийном обществе образ все-таки выстраивает не сам носитель, а посредник — средства массовой информации. То, как они представляют различные сферы жизни Урала, с какой стороны и в каком объъеме дают информацию, в конечном счете и определяет образ региона в глазах среднестатистического россиянина. А значит — привлекательность территории для жизни, работы, его конкурентоспособность в рамках федерации.

Чтобы оценить образ Урала в федеральных СМИ, мы изучили новостные материалы крупнейших российских телеканалов, газет, журналов, радио и интернет-СМИ за 2007 год. Региональные СМИ чаще всего имеют собственный интерес в формировании позитивного образа региона, при этом они могут отражать объективную точку зрения или взгляды местных властей. Федеральные СМИ следуют другим критериям: регион либо становится источником «острого» контента, либо используется федеральными политиками в собственных пиар-целях. Наиболее четко это прослеживается в эфире федеральных телеканалов и государственных радиостанций.

Невеселые картинки

— Фейерверки искр и стальные камертоны. Гигантские ковши, из которых расплавленный металл льется словно кофе, и докрасна раскаленные доменные печи. На электронных мониторах видно все, как на ладони. Это в цехах воздух буквально струится от высоких температур, а в комнате, где расположен пульт управления, работает кондиционер. Времена, когда раскаленные куски металла рабочим приходилось направлять и обрабатывать вручную, теперь в прошлом…

Шершавым языком плаката «Первый канал» докладывает вовсе не об успехах уральской промышленности: просто один из челябинских метзаводов посетил высокопоставленный кремлевский гость. И не важно москвичам, что тот же завод заключил выгодный экспортный контракт, что здесь вложили миллиарды в реконструкцию, что появилось крупное совместное производство. Единственный повод — необходимость «засветить» нужного кандидата перед очередными выборами. Со схожим рвением каналы бодро рапортуют о ходе реализации национальных проектов: так, никому не нужный в Москве в любое другое время Оренбург на глазах всей страны обзавелся компьютерами, машинами «скорой помощи» и квадратными километрами жилья. По той же причине попал в повестку новостей каналов и завод инсулина в Свердловской области.

В этом смысле особым успехом пользуются проекты «Урал промышленный — Урал Полярный» и Белкомур: видимо, во всеобщем порыве единения стране все-таки нужна идея нового БАМа. При этом перепутать журналисты ухитряются практически все, от названий проектов до целей, ими провозглашаемых. Оказывается, «УП — УП» соединит крупнейшие месторождения полезных ископаемых Сибири с промышленными районами Урала, поскольку в настоящее время доставка идет по обходному пути (напомним, на самом деле дорога будет вести к новым и достаточно бедным рудным месторождениям Ямала). Ни суть, ни детали на федеральном уровне никого не интересуют: главное — пиар мегапроекта. И ничего, что у экспертов он вызывает большие сомнения.

Но вовсе не работающими заводами и строящимися дорогами переполнен федеральный эфир. Лучшим информационным поводом всегда становится «горячая» новость: именно криминалом, социальными проблемами и продажными чиновниками запомнится российскому зрителю Урал образца 2007 года. Картинка катастрофическая. По местным дорогам ездить фактически нельзя, слишком велик шанс столкнуться с летящим по встречной полосе КамАЗом, нагруженным особо крупной партией наркотиков. Добираться поездом тоже опасно: на железной дороге то и дело гремят взрывы. Тем, кто все-таки сможет доехать до любого уральского города, тоже завидовать не стоит. Горячей воды и отопления не бывает практически никогда. Кто виноват? Коррумпированные чиновники. Выходить на улицу опасно — легко стать жертвой неизвестного маньяка или известной преступной группировки. Поэтому лучше всего живется на Урале… животным. По какой-то необъяснимой причине новости о разнообразной уральской живности занимают внушительный объем в эфирном телепотоке.

Чуть лучше обстоит дело в специализированных СМИ. Деловые каналы используют объективную информацию, поэтому крупные уральские компании без проблем занимают свое законное место в их новостях. В области культуры все несколько иначе: пальму первенства по количеству упоминаний на федеральных каналах держит Пермский край. Секрет успеха — в грамотной культурной политике региона. Результат: о Дягилевских сезонах, фестивалях «Арт-Пермь», «Пермь-Европа» и «Джазовая лихорадка» узнала вся Россия.

Президент крестиком

Печатная пресса дает несколько более объективную картину: именно по причине жанрового разнообразия. Плюс, конечно, она в меньшей степени используется как средство государственной пропаганды. Но законы «жареного факта» никто не отменял, поэтому чаще всего приходится сталкиваться именно с подобными публикациями.

Типичная заметка самой читаемой российской газеты — «Комсомольской правды» (аудитория одного номера более 2,1 млн человек) — об Урале: «В одном из магазинов Екатеринбурга, торгующем тканями, пряжей и всякой фурнитурой, появились оригинальные наборы для вышивания крестиком. Называются они “Президент”. Портрет главы нашего государства можно создать своими руками. Все, что для этого надо, — желание, усердие и 380 рублей для покупки ниток, полотна и схемы вышивки». Президент крестиком, денежные викторины, опасные дороги, Борис Ельцин — вот, пожалуй, и все, чем запомнился Урал аудитории этой газеты в 2007 году.

Более искушенный читатель получит о регионе несколько иное представление. «Известия» (аудитория номера — более 400 тыс. человек) в ушедшем году рассказали и о туристических местах Урала, и об учениях ШОС, и о памятнике Beatles в Екатеринбурге, и о сборке грузовиков на заводе «АМУР» (Новоуральск), и о фестивале Crescendo. Впрочем, без доли иронии не обошлось. Цитируем публикацию о создании в Перми общественной организации парикмахеров и косметологов: «Пермский край продолжает биться за имидж привлекательного региона. Власти используют любую возможность “заманить” на территорию Прикамья организаторов масштабных мероприятий российского уровня. Если раньше за привлекательность бились музыканты, артисты, экономисты и повара, то теперь за дело взялись цирюльники».

Поэтому наиболее позитивное отражение образ Урала находит опять же в деловой и культурной печати. При этом экономическая пресса рассматривает регион прежде всего с точки зрения инвестиционной привлекательности. Чаще всего она рассказывает о проектах иностранных и федеральных компаний на территории Урала, например, в области строительства и девелопмента недвижимости: именно эта отрасль оценивается как наиболее привлекательная и быстрорастущая. Кроме того, большой интерес федералов вызывает динамика потребительского рынка в крупнейших городах Урала. Картинка дается довольно подробно, но в центре внимания чаще оказываются международные и российские игроки. Тем не менее в целом эти публикации формируют благоприятный имидж региона.

В свою очередь культурные обозреватели стараются показать именно местных героев. Впрочем, в 2007 году постоянными обитателями страниц газет оставались только «наше все» драматург Николай Коляда , умудрившийся в минувшем году дать интервью даже газете «СПИД-Инфо», и упомянутый Алексей Иванов. Прочим повезло несколько меньше: определенный интерес у профильной прессы вызвал арт-проект «Столпотворение», журнал «Афиша» написал о молодых фотографах, дизайнерах и музыкантах из Екатеринбурга, традиционно представлена в публикациях культурная жизнь Перми.

Кликая линки

Особое внимание стоит уделить интернет-СМИ. Их аудитория за последние годы возросла в разы, как и степень влияния на экономически активную часть населения России. Принцип отбора тем для публикации здесь следует общим законам сети: чем ярче, жестче, провокационнее заявленная тема, тем больше шансов, что пользователь кликнет на баннер, перейдет на сайт, увидит рекламу. Поэтому в повестку большинства новостных сайтов чаще всего попадают новости экстремального характера: задержание наркоторговцев, крупные финансовые аферы, закрытие офиса Британского совета в Екатеринбурге, смерть Ильи Кормильцева . Среди компаний больше всего повезло «Уральским авиалиниям» (купившим семь самолетов Airbus) и Газпрому (начавшему разработку Южно-Русского месторождения на Ямале). Концентрация на ярких событиях приводит к тому, что полноценный образ Урала сетевым изданиям сформировать не удается: регион остается лишь еще одним местом всевозможных скандалов и происшествий.

В этом свете интересны результаты опроса, проведенного порталом SuperJob.ru в конце 2007 года и охватившего около 1 тыс. человек. Посетителям сайта предлагалось указать, какие ассоциации у них вызывает Екатеринбург. Наиболее популярный ответ (11%) очевиден: Екатеринбург — город Екатерины I. Второе место (9%) разделили, как и следовало ожидать, расстрел царской семьи и Уральские горы. На третьей позиции (6%) оказались «Свердловск» и телесериал «Счастливы вместе», действие которого происходит в Екатеринбурге. Воистину, если ты есть в телевизоре — ты есть. Ассоциация «металлургия, промышленный центр» оказалась на пятом месте (лишь 5%), «рок-музыка» и «история» — на седьмом (4%). «Городом больших возможностей» назвал Екатеринбург только 1% ответивших. Ни культура, ни темпы роста экономики не стали основой имиджа региона: все ключевые факторы обошел сериал, выставляющий жителей города как туповатых, но дружелюбных провинциалов. Справедливости ради стоит отметить, что позицию «Криминал / негативные ассоциации» выбрали лишь 2% опрошенных.

Почему так происходит, почему имидж региона формируют стереотипы вековой давности и события-однодневки? На наш взгляд, есть две основные причины. С одной стороны, существуют некие общие законы, действующие для всех СМИ. Событие должно быть ярким, повод — существенным, картинка — живой. В том ли вина федеральных журналистов, что чаще всего наиболее живые картинки Урала — это именно преступления, катастрофы и социальные бедствия? Здесь кроется вторая причина: региону почти нечего предложить в плане формирования благоприятного образа.

Существует две точки зрения: по одной имидж региона должен определяться его экономическими успехами, по другой — ставку необходимо делать на социокультурные факторы. В плане экономики успехи Урала очевидны: безусловно, существует множество проблем, но в целом местные компании развиваются довольно бурно, доходы населения год от года растут, инвестиции в регион идут. Тем не менее эти успехи находят свое отражение только в профильной прессе — широкой публике они неинтересны или непонятны. Впрочем, с точки зрения инвестиционной привлекательности это хороший знак — особенно при условии соответствующей активности местных властей.

С обществом сложнее. Отрицать существование громадного количества социальных проблем и низкого качества жизни нельзя. Проблема в том, что найти составляющие образа Урала, способные сгладить это впечатление, почти невозможно. Значительных примеров социальной активности населения или властей Урала в реализации подобных программ в 2007 году не наблюдалось. Пожалуй, только Александр Поносов сумел прогреметь на всю страну.

Позитивный имидж Уралу могли бы обеспечить мощные культурные традиции. В Екатеринбурге работают первоклассные коллективы, к примеру, лучший в стране филармонический оркестр. Но остро не хватает новых героев и громких акций. Драматический театр практически равен слову «Коляда». Рок-музыка семь лет едва ли не в коме. После того, как из-за проблем с помещением Екатеринбург вынужден был покинуть признанный продюсер в области современной хореографии Лев Шульман, столицей современного танца (как еще недавно) городу называться просто неприлично. Чтобы прозвучать в российском и международном контексте, Екатеринбургу требуется фестивальная идея, периодическая художественная встряска с повышенной концентрацией премьер, концертов, выставок, со съездом именитых гостей.

Чтобы получить феномен культуры, необходим феномен отношения к культуре — в первую очередь властей и делового сообщества. А пока амбиции «третьей столицы» резко контрастируют с неприглядной картинкой в федеральных СМИ. Отдельные позитивные тенденции, вроде фильма Парфенова и Иванова, оставляют надежду, но сами по себе тренд, очевидно, переломить не способны.

* О восприятии Урала иностранцами см. «Чудище обло»

Евгения ЕРЕМИНА, Аркадий КОНОВАЛОВ
«Эксперт Урал» №5, 04.02.2008 г.
http://expert.ru/printissues/ural/2008/05/otstoynyi_kray_derzhavy/