Разное >

СТРАНА ТОПОНИМИЯ

Земля величиной со шкуру

В северной части Челябинской области, около озера Уелги, находится районный центр Кунашак. Места здесь живописные, богатые. Недаром облюбовали их в середине XVIII века татарские переселенцы…

Основываясь на рассказах старейших жителей, некоторые выдвигают такое толкование названия: Кунашак или Кунчак – «земля величиной со шкуру» («кун» - кожа, «чак» - мера).

Вот какую историю рассказал Абдулла Галлиев из аула Курманово своему сыну Жаннеу (я записал со слов Жаннета в 1985 году, ему в то время было 50 лет). До революции Абдулла Галлиев был дружен с Хафиз-писарем из Кунашака. Тот показал ему записи на арабском языке о переселении татар с Волги на Урал.

Когда караван вышел за Уральский хребет, то после двух дней пути люди увидели в степи одинокий мавзолей. Они находились как бы на острове среди болот. Вокруг ходили лоси. Болото кишело гусями. Старший одного из родов, посоветовавшись со своими, решает остаться, и возникает село. Ему дали название «Мыша», что означает «Лосиное». Теперь это районный центр Варна, переименованный в честь взятия русскими войсками в 1828 году турецкой крепости. А караван движется на север и у слияния рек Уй и Увелка основывает город Троицк.

Остаток каравана продолжает путь на север. У одного озера увидели два табора дерущихся между собой цыган. Джигиты ввязались и разняли их. Один из таборов примкнул к каравану.

Около большого озера Уелги облюбовали место – кругом леса, пастбища, озеро богато дичью и рыбой. Башкирских аулов вблизи не оказалось. Построили «Кышлак» - зимник, а озеро, где была стоянка цыган, назвали «Чыган як» - цыганская сторона. Сейчас это озеро называется Шыганяк и находится около села Муслюмово.

Когда объявились в башкирских землях поселенцы, начались сделки и ссоры из-за земли между родами, аулами.

Один смышленый башкир решил покончить с рознью. Зарезал большого быка, снял шкуру, обделал и нарисовал на коже аулы, озера, пастбища и, согласно словам старейшин, разделил на участки. Старейшинам идея понравилась, и они тут же утвердили план молитвой. Так как татары не коренное население, им вовсе не дали земли. Когда они начали требовать, башкиры сказали: «Мы ничего не можем поделать, поздно, утвердили молитвой. Закон аллаха нельзя нарушать, идите ищите новые земли». Татары с цыганами, посовещавшись, обратились к аксакалам: «Дайте нам хоть с эту шкуру». Башкиры переглянулись и, чуть поразмыслив, согласились: «Так и быть. Берите, только с эту шкуру».

Татары выложили точно такую же большую шкуру и начали резать. Резали, якобы 33 дня. Когда закончили, получилась многокилометровая граница. Какая земля осталась в окружности, стала татарской, и назвали ту землю «Кунчак» - земля с величину шкуры.

Хотите верьте, хотите нет. Легенда есть легенда.

Могильное озеро

В районе города Сатка, далеко в горах находится озеро и гора Зюраткуль. О происхождении этого слова идет много споров среди краеведов и аксакалов. Когда я разговаривал об этом с Хурмат-бабаем (ему 70 лет, и живет он в городе Миассе), он привел такую версию.

Башкиры называют озеро «Иерак куль», казахи «Жерак куль», татары «Ерак куль», что в переводе на русский означает Дальнее озеро. А название «Зюраткуль» (транскрипция «Зыраткуль») было дано позднее.

Легенда гласит, что около этого единственного озера далеко в горах во времена Салавата произошло сражение с царскими карателями. Когда каратели ушли, чудом уцелевшие в лесах люди решили похоронить погибших. Старый аксакал сказал: аулы далеко, будем хоронить здесь. Воинов обмыли водой из озера, прочитали молитву и похоронили с почестями. Старый аксакал срезал прибрежный камыш, сделал курай и, подобрав мотив, запел песню, чтобы увековечить батыров. А озеро стали называть «Зыяраткулем» - Могильным озером. Эту песню можно слышать и сейчас, особенно в аулах, расположенных в верховьях реки Белой.

В свою шубу стрелял

Эту легенду я записал в вагоне электрички в 1970 году. Когда-то на месте аула Тунатар был дремучий лес, и кишел он дикими зверями. Один охотник во время охоты повесил свою шубу на дерево, так как было жарко, и ушел в глубь леса, думая, что на обратном пути заберет шубу.

Охотник заблудился и случайно набрел на свою шубу снова. Думая, что это медведь, он стал стрелять в нее. Дома рассказал о своем приключении. Все над ним стали смеяться, подшучивать. Потом со временем на этом месте появился аул, и его стали называть Тунатар. «Тун» - шуба, «атар» - стрелял. В свою шубу стрелял.

Таинственный голос

На Южном Урале у подножья хребтов Сулея и Юко-тау (тонкая гора) находится узловая станция Бердяуш. Об этом названии слышал я в Миассе легенду.

Давным-давно на том месте был аул. В те далекие времена жители пили воду из родников. Однажды по каким-то причинам родники пересохли, жители решили копать колодец. Копали день, два, три. И вдруг копающий закричал наверх испуганным голосом. Когда его подняли, он сказал: «Дальше копать не буду. Я слышал бертауш. Под колодцем шайтаны не дают копать, кричат разными голосами».

Тут нашелся смельчак, опустили его в колодец. Он тоже подтвердил, что слышал внизу таинственные вопли. Аксакалы посовещались и решили закрыть колодец. Когда построили железную дорогу, образовалась станция Бердяуш («бер» - один, «тауш» - таинственный голос»).

Фарит ХАСАНОВ
«Уральский следопыт», № 3, 1992 г.