Реки и озера Урала >

ОТ УКТУССКИХ ГОР ДО АРАМИЛЬСКОГО ПРУДА

Сейчас не редкость встретить людей, которые сплавлялись на рафтах в Турции или Египте, но ни разу не проплывали по речкам, находящимся в нашей области. Я, например, не понимаю — зачем ехать куда-то и платить в долларах, если это можно получить здесь и за рубли. Однодневный сплав по реке Исети от Химмаша до города Арамили несомненно доставит вам удовольствие — экстрима на этом участке будет предостаточно.

Плотина нового завода

Наше путешествие начинается от плотины Нижне-Исетского пруда. Он возник на южной окраине Екатеринбурга в 1789 году. Рядом был построен и в 1798 году пущен казенный железоделательный завод и поселение. Народ окрестил завод Новым, в отличие от старого, Верх-Исетского.

Современный вид плотина получила в конце 50-х — начале 60-х годов. Нина Бескоровайная, в те времена главный инженер отдела капитального строительства завода «Уралхиммаш», вспоминает:

«Плотина находилась в таком состоянии, что по ней было опасно ездить. И хотя проект был готов, начало строитель­ства затянулось на полгода. Затвор, сделанный из лиственницы и находящийся под водой, был в прекрасном состоянии, и его трогать не стали, только дополнительно забетонировали и сделали шлюзы. Капитально переделали верх, увеличив высоту плотины.

Хотелось, чтобы сооружение радовало глаз — ведь это были ворота в соцгород. По проекту ограждение вдоль плотины должно было быть полностью чугунным. Но Стройбанк отказал в финансировании, поскольку это была стройка местного значения. Удалось сделать решетку только над тоннелем. Дальше идет бетонная стенка. Ее сделали цветной, что для тех времен было большим новшеством. Белый цемент, в который затем добавили краску, пришлось везти из Англии, поскольку у нас такой тогда не производили».

В те времена пруд был относительно чистым, и рядовой житель мог узреть в прибрежной зоне купающихся директора завода с супругой. Нынче пруд сильно загрязнен промышленными отходами.

Реки Водоканала

В отличие от большин­ства рек весенний сплав по этому маршруту нежелателен. Слишком много всевозможных труб и мостиков встретится вам на пути, и большинство из них низко нависают над водой. У первого из их числа, находящегося чуть ниже плотины и построенного лет сто пятьдесят тому назад, высокие арки, но на выходе вас встретит свисающая арматура, закрепленная здесь уже в наше время.

Речка бежит шустро, все-таки спускается она с Уктусских гор, с воды видна только ласкающая глаз зелень — и вдруг вместо фитонцидов ваш нос учуял до боли знакомые запахи. Откуда они? Да с левого берега. Там находится аэрационная станция.

Сравнительно недавно очистные сооружения у нас были только для вида. В 50-х — 70-х годах почти все стоки шли без очистки напрямую в реку. На 50 км ниже Свердловска в ней погибло все живое. И только в мае 1976 года бульдозер засыпал прямой выход канализационного коллектора в Исеть, и городские стоки пошли на участок механической очистки построенной к тому времени первой очереди станции. Вы увидите, как из контактного канала вырывается такая же по ширине и глубине река, как и та, по которой вы плывете.

Но запах не отбить ничем. И рыболовы, которых хватает даже на этих берегах, на ваш вопрос: «А не попахивает ли рыбка?», отвечают: «Попахивает, но у Арамили рыба уже хорошая».

Раз плотина, два плотина

Проплыв под мостом ЕКАД, вы увидите вдалеке корпуса Мельзавода № 3. Это самое высокое здание в округе, по которому можно точно определить местонахождение поселка Большой Исток.

Сейчас этот пункт больше известен благодаря правительственным дачам. В веках же прошлых-позапрошлых его знали и без такого пиара.

Поселение возникло еще в допетровские времена. Село росло, и впоследствии многим стало не хватать пахотной земли. Они находили заработок на мельнице Степанова, на торфоразработках, занимались старатель­ством и другими ремеслами.

В 20-х — 30-х годах были найдены богатейшие россыпи золота на территории от нынешнего ЕКАДа до Мельзавода и вдоль железной дороги, протянувшейся от него к станции Кольцово. Говорят, что при ее строительстве нашли самородок весом 13200 граммов.

Пахотной земли в окрестностях Екатеринбурга было мало, а жителей много — заводам требовались рабочие руки. Поэтому и мельницы ставились на реках в большом количестве — работники хотели есть. Со временем водяной привод заменили паровой машиной, однако плотины остались — слишком много сил требовалось на слом, ведь ставили на века.

Вот к такой плотине вы и приплыли. Быстрее приставайте к мосткам на правом берегу и сходите на разведку. Бывалые водники, покорители Ревуна, может, и рискнут пройти этот рукотворный порог, обычным же смертным лучше обнести его.

Эта плотина встретила вас на входе в поселок. На выходе из него вас встретит вторая, которую обносят все, — слишком много торчащего железа там сосредоточено. Зато этот обнос будет по­следним — дальше препятствий нет.

Смотрим по сторонам

Камням, образующим порог Ревун, 300 млн лет. Именно тогда проснулся вулкан, изливший лаву на месте будущего русла Исети. Другой вулкан неплохо поработал в окрестностях будущего Большого Истока. Было это, правда, гораздо раньше, поэтому и порога не осталось. Зато вдоль берегов и в русле очень много гранитных булыганов. Лучше не зевать, а то сядешь на обливной камень. Иногда выступающих из воды камней так много, что приходится лавировать.

Плывя по немногим свободным от камней участкам воды, туристы поглядывают на берега, знакомясь с со­временной сельской архитектурой. Земли Большого Истока и пригородов Арамили активно скупаются и застраиваются. И двух одинаковых домиков по соседству на этих берегах Исети вы не увидите.

Но вот река замедлила течение — чувствуется подпор Арамильского пруда. На данный момент он совсем не украшает город, скорей наоборот. Во-первых, вся рыба, погибшая из-за очередного подпольного слива отравы очередным неустановленным предприятием, сносится сюда, «украшая» собой берега.

Ну а во-вторых, за столетия существования пруд обмелел и зарос. Еще лет 20—30, и он станет мелок даже для резиновой лодки. Местные краеведы утверждают, что толщина ила местами достигает пяти метров. Как сказал один остроумный человек: «Целое месторождение всевозможных полезных ископаемых, чтобы далекие потомки не говорили, будто предки им ничего хорошего не оставили».

В Москву, в Москву

Впрочем, в Москву стремились чеховские героини. Вам же надо в Екатеринбург (а кому-то, может, еще дальше). Автовокзал находится рядом с церковью, а церковь стоит на берегу реки. Через речку идет пешеходный мостик. Слева и справа от него дамба, облицованная бетонными плитами. Вот к такой плите вы и причаливаете. И пусть круто, зато сухо.

Кроме рейсовых автобусов через Арамиль проходят не учтенные в расписании маршрутки, так что ждать вам транспорта не более десяти минут.

Борис МАЙДАНИК
«Уральский рабочий», 02.07.2009 г.