У озера. Аргази - приют спокойствия, отдохновения и вдохновения
"Дачи и дачники - это так пошло, простите", - говорила Любовь Андреевна Раневская в чеховской пьесе "Вишневый сад". Еще бы не пошло. Поэтому я не о дачниках. Я о тех, кто живет у озера. Озера Аргази.
Каждый июль компания моих друзей - художников и фотографов - отправляется отдыхать в это благословенное место. В машины грузятся лодки, удочки, гамаки, чайные сервизы, дети, жены, собаки - и в путь. Этим летом Виктор Плотников, театральный художник, взял еще и телескоп. Чтобы смотреть на звезды.
Отдых в аргазинских дощатых домиках на самом берегу чистейшего озера с каждым годом становится все длиннее. И его ждут все с большим нетерпением, напрочь отвергая все иные варианты летнего отпуска. Когда в прошлом году я не смог поехать на Аргази (из-за командировки не куда-нибудь, а в Португалию), мне искренне сочувствовали.
У аргазинских жителей вообще-то есть выбор и есть с чем сравнивать. Наш модный живописец Игорь Гончаров весной ездил в Испанию (и вроде бы даже договорился о собственной выставке). Семейство Плотниковых побывало в Риме, где шестилетняя Капитолина играла в спектакле Славы Полунина на сцене многотысячного театра "Олимпико". Фотограф Дмитрий Графов ездил в Швейцарию. Но приходит лето - и только Аргази.
Первопроходцем, нашим Колумбом и Магелланом, был художник Александр Данилов, чья любовь к этому благословенному месту в конце концов вылилась в перфоманс "Аргази. Знакишумаветратрав": многометровые листы акварелей, фотографии пирамид из аргазинских камней, над которыми Саша колдовал неделями, видеозаписи... Выставка прошла зимой, ругаются по поводу нее до сих пор. Я привез Данилову на Аргази газету, в которой большой художник Фокин называет его имитатором. "Данилов вообще-то может сказать про него то же самое", - замечает Витя Плотников.
Но на озере художники не занимаются полемикой. Занимаются этюдами. В свободное от более важных дел время.
О более важных делах. Есть несколько доминант аргазинской жизни. Главное - это лодка. Потому что на лодке можно плавать на Липовый остров, замечательный своей необитаемостью, бухтами с песком и теплой водой и буйством совершенно тропической растительности. Однажды мы прорубались, как через джунгли, сквозь заросли крапивы в человеческий рост. Прошлым летом дети искали на острове клад. И нашли.
Вторая доминанта - это веранда (точнее, веранды, каждый вечер компания выбирает новую). На веранде можно пить чай с вареньем, пережидать дождь и главное - разговоры разговаривать, куда же без этого. Диалоги достойны пера Чехова.
Третье - это гамак. В гамаке можно лежать и читать романы. Прошлым летом читали в основном Пелевина, к этому - надоел. Читают Милорада Павича, Питера Акройда и Ромена Гари. А можно ничего не читать - просто лежать и блаженствовать.
- Мама, а неужели вы отдадите меня не в первую школу? - Капа Плотникова говорит с трагическими интонациями большой актрисы и на мгновение вырывает Наташу из состояния гамачного блаженства.
- А что такое, Капа? Почему тебя это волнует?
- Но ведь там же все мои друзья! - далее следует перечисление друзей.
- Ну в первую, так в первую, - замечает Наташа, и гармония восстанавливается.
Пропуская такие архиважные доминанты, как пляж, сбор белых грибов и земляники, рыбалка, покупка деревенских сливок и сметаны, костры и т.д., скажу еще об одной важной составляющей аргазинской жизни. Это цыган Олег. Почему его зовут цыганом, загадка. Кровь отнюдь не цыганская, скорее, китайско-монгольская. Образ жизни тоже не кочевой - в окрестном селе у Олега есть дом, семья, хозяйство. Аргазинские жители ценят Олега за умение разговоры разговаривать на любую тему (запросто - о высоком искусстве), ловить рыбу и держать коз с целебным молоком. При козах есть козел. В прошлом году он сотню метров катил по земле рогами какого-то пьяного и пришлого человека.
- Дикий козел, - говорю я Олегу.
- Какой же дикий - мой!
- Значит, ручной?
- Скажешь тоже, ручной!
... Сгущаются сумерки, допита последняя чашка чая. До черноты загоревшая полусонная Капа доедает землянику и счастливо вздыхает:
- Хорошо на озере!
Кто бы спорил.
Владимир СПЕШКОВ.
"Челябинский рабочий", 17.07.1999 г.
http://www.chrab.chel.su/archive/17-07-99/3/A10730.DOC.html