Религия и оккультизм >

КОВЧЕГ ОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫ

Утраченная православная святыня - мощи Андрея Первозванного - должна вернуться на Южный Урал к 90-летию Челябинской епархии

Православная святыня из краеведческого музеяВ Коелгу, где добывается уникальный мрамор, приехал по делам игумен Троице-Сергиевой лавры. В доме прихожанки местного храма, где он остановился, ему попался старый духовно-краеведческий рукописный журнал "Симеоновская горка". Из статьи в две странички он узнал, что в запасниках Челябинского областного краеведческого музея хранится ковчег с отлитой из серебра главой апостола Андрея Первозванного, доставленный в 1884 году с Афона. Но привезенные в нем мощи святого были безвозвратно утрачены много десятилетий назад. Однако на фотографии в журнале игумен увидел святыню: две лобные косточки, залитые воском. Она показалась ему знакомой. Правящий архиерей Челябинской епархии обратился к Петру Сумину с просьбой помочь церкви возвратить утраченную святыню.

Реликвия с Афона

Андрей Первозванный, первым из апостолов последовавший за Христом,- один из самый почитаемых святых на Руси. Еще Петр I учредил в его честь высший орден государства, а русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг. Когда в 2003 году мощи святого апостола Андрея с Афона (гористый полуостров на территории Греции, где действуют 20 монастырей) на месяц привезли в Россию, миллионы людей от Санкт-Петербурга до Владивостока шли поклониться им, выстаивая огромные очереди.

А теперь представьте: эта святыня, оказывается, почти полвека была в Челябинске, в Свято-Троицком храме. Как столь ценная реликвия попала к нам?

Чудо отца Иоанна

В статье в журнале "Симеоновская горка" не было фамилии автора. Мы обратились к настоятелю челябинского храма во имя иконы Божией матери "Утоли моя печали", протоиерею Дмитрию (Алферову), редактирующему этот журнал.

- Это расследование сделано моим помощником, известным православным краеведом Николаем Старцевым. К сожалению, его уже нет в живых, - сообщил отец Дмитрий. - Он был чрезвычайно дотошным человеком, и в этом тексте нет ни одного выдуманного или домысленного факта. Чтобы установить происхождение и судьбу святыни, он просмотрел сотни архивных документов начиная с 1845 года.

Как удалось выяснить, появление православной реликвии в Челябинске связано с именем настоятеля Свято-Троицкого храма, протоиерея Иоанна Днепровского, служившего здесь четверть века - с 1863 года до самой смерти.

- Информация об этой интереснейшей личности имеется в Государственном архиве Челябинской области в "Церковных ведомостях Свято-Троицкой церкви", а также в некрологе, напечатанном в "Оренбургских Епархиальных ведомостях" за 1898 год, - рассказывает ученый секретарь Челябинского областного краеведческого музея Екатерина Есикова.

Отец Иоанн после смерти супруги хотел стать иноком, но не мог осуществить свое заветное желание: не на кого было оставить двух дочерей. Тогда он повел жизнь почти монашескую, оставаясь священником в миру, поддерживал с иноками постоянную связь. Особенно любил монашеский Афон.

В 1880 году во время пребывания Афонской иконы Божией матери в Челябинске произошло чудо - исцеление от неизлечимой болезни дочери отца Иоанна Марии Ивановны. Об этом было написано в Свято-Андреевском ските на Афоне: "О благодатном исцелении, совершившемся в городе Челябе пред Афонскою чудотворною иконою Божией Матери - Утешение в скорбех и печалех".

С этого времени дом Иоанна Днепровского всегда был открыт для афонских иноков, посещавших Челябинск. В 1884 году он сам совершил паломничество в Иерусалим и на Афон. Афонские монахи оказали ему сердечный прием и одарили его копией чудотворной иконы Божией Матери "Иверская" с частицами мощей и другими священными предметами. На ковчег с мощами апостола Андрея имеется свидетельство от Андреевского скита, которое хранится в Оренбургской Духовной консистории. Так сказано в журнальной статье Николая Старцева. На самом киоте стоит клеймо изготовителя ковчега, датирующееся последней четвертью XIX века.

В описи имущества Челябинской Свято-Троицкой церкви за 1891 год зафиксировано: "на особом столике находится медный позлащенный киот с серебряно-чеканной работы главою Апостола Андрея Первозванного. В этом киоте находятся части Святых Мощей: в челе серебряной главы вложены части черепа Святого Апостола Андрея Первозванного, а позади серебряной главы, в особом небольшом медно-позлащенном ковчежце, вкладывающемся в киот, находится часть Святых мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Длина киота 10, ширина 6 вершков и вышина 4 вершка (соответственно 45, 27 и 18 см). Святыня пожертвована местной церкви в вечное владение в 1884 году Свято-Андреевским скитом, находящимся на Святой горе Афонской".

Пропавшие мощи

Однако "вечное владение" длилось всего 45 лет, что само по себе тоже чудо. В страшный голод 1923 года множество церковных святынь лишились золота, серебра и драгоценных камней. В той же журнальной статье приводится такой факт: в женском Одигитриевском монастыре в этот год было выломано с икон один пуд тридцать четыре с четвертью фунта серебра. Как уцелела серебряная глава апостола Андрея, кто, рискуя жизнью, укрыл ее от экспроприации, остается загадкой.

В 1929 году при закрытии Свято-Троицкой церкви и изъятии из нее имущества приемная комиссия обнаружила в небольшой металлической раке частицы мощей. 5 октября 1929 года в газете "Челябинский рабочий" была опубликована заметка "Развенчанные мощи", где сообщалось, что мощи переданы в музей. В Книге поступлений в фонды музея зафиксирована запись от 13 ноября 1929 года о том, что ковчег с мощами передан в дар музею от окружкома партии ВКП(б) через старосту окружных антирелигиозных курсов П.Я. Шахова, жителя Челябинска, рассказывает ученый секретарь музея Екатерина Есикова. Сохранились и фотографии мощей, видимо, сделанные при передаче.

Дальше начинается совершенно детективная история. В начале 2000-х годов ковчег был осмотрен несколькими протоиереями Челябинской епархии.

- Серебряный лик апостола Андрея был на месте, но отверстие в его челе, где помещались святые мощи, было пустым, - вспоминает отец Дмитрий.

А вот свидетельство настоятеля Свято-Троицкого храма, протоиерея Игоря (Шестакова):

- Ковчег сохранился только потому, что попал в опись Гохрана. Но внутри него мы обнаружили старые газеты, медный ковчежец и завернутый в вату белый кусочек, залитый воском. Оказалось, это частица мощей святого великомученика Пантелеимона, тоже привезенная с Афона. Эти святые мощи были переданы нашему храму на временное хранение в 2002 году. Наш договор ежегодно продляется. Зато теперь нам доподлинно известно, почему на столбах у входа в храм изображены святые Пантелеимон и Андрей Первозванный.

На круги своя

ФЕОФИЛАКТ, епископ Магнитогорский, викарий Челябинской епархии:

- На сегодня нам известно доподлинно, что святые мощи Андрея Первозванного находятся в монастыре, в Троице-Сергиевой лавре. Получило подтверждение и то, что это та самая святыня из Челябинска, которая была спасена и сохранена. Мы работаем с историками, найдены доказательства. Об этом шел разговор с управляющим делами Московской патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Будем уповать на волю Cвятейшего Патриарха, что святой угодник Андрей Первозванный вернется на уральскую землю.

Это будет продолжением той программы, на которую нацелил президент Владимир Путин, он в конце прошлого года передал церкви величайшую святыню, хранившуюся в запасниках музеев Московского Кремля - часть ризы Господней. Благодаря поддержке губернатора у нас есть весомая надежда, что в скором времени утраченная святыня будет вновь обретена. В связи с этим возникла инициатива сделать это к 90-летию образования самостоятельной Челябинской епархии и празднованию юбилея собора Симеона Верхотурского в сентябре этого года. Для Челябинской епархии это очень важное событие, так как для нас значимо не только строительство новых храмов, но и обретение тех святынь, которые стояли у истоков нашей епархии и по сей день являются ее достоянием. Мы очень надеемся, что мощи будут возвращены, все верующие смогут прикоснуться к этой поистине вселенской святыне. Это произойдет, если ковчег будет передан из музея в храм. Губернатор уже принял соответствующее решение.

А пока ковчег с серебряной главою апостола Андрея Первозванного можно увидеть в краеведческом музее. Этот раритет выставлен в разделе "История православия на Южном Урале" после долгого перерыва, ковчег экспонировался в 1930-х годах.

- Я убежден, что даже самые ценные православные реликвии наших фондов должны быть возвращены верующим, - говорит на прощание директор музея Владимир Богдановский. - И мы готовы сместить акценты: пусть наши лучшие раритеты вновь станут святынями православия.

Апостол Андрей Первозванный

Святой Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата Петра.

Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. "Верьте мне, - сказал апостол своим ученикам, - что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей". Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси. После возвращения в Грецию апостол Андрей принял мученическую кончину (распятие на кресте) в городе Патрос около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемственность от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почитается в России.

Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск
"Челябинский рабочий", 21.03.2008