ПОЭТ И ФИЛОСОФ КАМНЯ
Живет в нашем крае удивительный человек — Александр Максимович Матора. Горный инженер по профессии и собиратель минералов, поэт и философ камня — по призванию. Выдающегося уральского писателя Павла Бажова считает своим прадедом — если не по крови, то по духу. Он видит мир глазами автора «Малахитовой шкатулки» и щедро открывает красоту и душу камня окружающим. О таких людях говорят: «подвижники», сам же он называет себя искателем.
Матора — создатель уникального Музея Камня в селе Фершампенуаз Нагайбакского района и добрый сказочник для его посетителей. В саду камней» минералы предстают в своем первозданном виде, а их "собратья" поменьше и поделки из камней обитают в доме, вместе с хозяевами. Агаты, кремни, опалы, яшмы, змеевики, хрустали, малахиты с лазуритами и просто камни, найденные у дорог - это все члены большой семьи каменного сада. Главой этого семейства является семитонный великан овальной формы, взятый у поселка Остроленка. Простая местная порода? Матора именует его Камнем Мудрости. А самым твердым камнем, крепче алмаза, называет Александр Максимович свою жену Александру Ильиничну, хранительницу музея. Вот уж верно! Редкая женщина способна настолько жить интересами мужа. Она научилась не хуже его разбираться в камнях, ведет обширное музейное хозяйство и даже выезжает с мужем на раскопки.
Здесь не услышишь лекцию о физико-химических свойствах камней, ведь это не геолого-минералогический музей, а место, где раскрывается душа минералов.
То, как повествует Матора о «цветных глазах земли», завораживает. О каждом «экспонате» — своя история, своя шутка-прибаутка, зарифмованный поэтический рассказ о жизни камня.
Во саду ли, в огороде
Камень — музыка в природе.
Может, море и дельфины,
Может, тонкая рябина.
Камни крепки и упруги
Собраны со всей округи.
И вместе со «сказителем» начинаешь видеть и Медной горы Хозяйку, и Никиту Демидова, и персонажей крыловской басни «Ворона и лисица», и окаменевшие яйца динозавров. Каждый камень имеет у Маторы свое имя. Есть «Дума» и «Наполеон». В срезе обработанных камней то воющий на Луну «волк зубами щелк», то медведь, объевшийся морошки, то барон Мюнхгаузен на пушечном ядре, то «лошадка, везущая хворосту воз», и даже карта Советского Союза.
В коллекции Маторы минералы с Урала и Забайкалья, Чукотки и Якутии, Кольского полуострова и Казахстана, Крыма и Северного Кавказа. Когда его спрашивают, сколько же их всего - тысяча, две? - он отшучивается: "15 тонн". А "запасники" музея все пополняются. Он с гордостью говорит, что только одна частная коллекция в Екатеринбурге богаче, чем у него, но зато свою он собирал по камешек сам, а не купил за деньги.
Собирательством Александр Максимович занялся очень давно, когда работал на рудниках области и бывшего СССР, посещал многие горные производства. Изучал литературу о камне, собирал образцы, выменивал. Объездил всю страну, где только есть месторождения камня. И из каждого отпуска, командировки и поездки привозил новые. Его камни стали .основой экспозиций музеев в Забайкалье (в Даурском заповеднике и в Чите), в Горячем Ключе, где живет и работает дочь. Но единственный в стране Музей Камня под открытым небом — на Южном Урале.

«Не стесняйтесь камню кланяться, — наставляет Александр Максимович молодых коллекционеров. — В умении распознавать минералы самое первое — любовь. Но знайте: понравился вам камень или нет — это еще ничего не значит. Вот если вы камню понравились — вы его возьмете любыми путями. Они нас многому учат, даже отношению к жизни. Из двух этих кристаллов один был в агрессивной среде, она его изъела, но он остался чистым, и другой, что вырос на нем, сберег, — так и нам надо противостоять обстоятельствам и детей своих выносить на руках здоровыми, чистыми, даже жертвуя собой».
О камнях он вообще говорит, как о живых существах: «Зимой камню на улице холодно, летом жарко, я их поливаю, ворочаю. Когда в дом приходят гости, радуюсь не только я, но и камни. Они ведь тоже по-своему общаются с вами: отдают свою энергию, забирают часть ваших волнений. А то, что я вам рассказываю — это не из книг, это камни мне поведали, а я только перевожу». И пойди-разберись, шутит Матора или нет.
Географию он тоже трактует по-своему. У него «Страна Нагайбакия» — центр Урала и России. Урал называет «яшмовым поясом». И «пряжка этого пояса — Сибай, Учалы, Магнитогорск». Свои самобытные взгляды на камни и все, что им сопутствует — природу и экологию, людей, повсеместное внедрение горного искусства вместо горного дела — Матора изложил в книге «Философия и поэзия камня». «Лежит себе и лежит камень одиноко, оторванный от места, где родился, никто не знает, когда он с горы скатился. Мороз его холодом испытывал, солнышко лучами обжигало. Ветер малыми песчинками избивал, дождик своими капельками, как стальными шариками — бум, бум, бум. Кусочки твердыни оторвать норовит, в простой и круглый булыжник превращает камень, а тут еще мох да лишайник своими корешочками как клинышками разрушить крепость стараются. Трудно выживать камню в дикой природе, при людях он еще быстрее в песок да щебень превращается. Однако крепче камня материи нет. Может, и любовь людская к нему особенная» (А. Матора, из книги «Философия и поэзия камня).
«Дом камня» мог иметь магнитогорскую прописку. Сколько сил положил в начале 90-х Александр Максимович, чтобы заинтересовать власти города идеей создания этого музея... Всего-то и надо было подыскать для него помещение. Но поддержку нашел у администрации Нагайбакского района, которая выделила под музей коттедж. А впрочем, среди полей и лесов Дом Камня вписался более органично. И народная тропа к музею не зарастает. Творчество Александра Максимовича Маторы отмечено Дипломом Первого общественного конкурса музеев Большого Урала и Западной Сибири «Музей года. Евразия-2006» именно в номинации «Незарастающая тропа», учрежденной для самых посещаемых музеев, и золотой медалью «Музей года. Евразия-2008» в номинации «Частный сельский музей-2008». Он победитель областного фольклорного фестиваля «Традиция» в номинации «Художественная обработка камня»; за «большой вклад в дело сохранения культурного наследия Отечества» и в связи с международным Днем музеев награжден Дипломом администрации района. Труд хранительницы музея Александры Ильиничны Маторы также отмечен грамотами.
Редкий день в «Доме камня» нет посетителей. Едут со всей области и издалека. Школьники, студенты, семьи, участники Бажовского фестиваля, московские киноманы, высокопоставленные персоны...
Но самые дорогие гости для Александра Максимовича — это дети. И чтобы как можно больше ребятишек смогло познакомиться с камнями, предложил городской картинной галерее выставку минералов. Совершенно безвозмездно, несмотря на то, что доставка весьма увесистых экспонатов из Фершампенуаза в Магнитку — дело хлопотное и затратное. Для большинства школьников это первое знакомство с сокровищами «кладовой минералов», и экскурсоводам, подготовившим рассказ на основе экспозиции из «Дома камня», они внимают с интересом.
«Если бы с детства наши люди знали о красоте камня, умели бы ценить и понимать ее, то добыча полезных ископаемых велась бы совсем по-другому, — убежден Матора. — Не было бы жутких отвалов, в которых чуть ли не половина таблицы Менделеева погребена. Не становились бы наши выработки пустырями, где ни трава, ни зверь не могут поселиться. Для нашей области и, тем более, для нашего района это очень актуальная проблема, поэтому с большой надеждой на отдачу я работаю с ребятишками. Кто знает, может, это хоть немного позволит в будущем изменить ситуацию...»
Лариса КОВАЛЕНКО,
корреспондент журнала
«Западно-Восточный Альянс»
г. Магнитогорск, Челябинская область
"Уральский музей", № 7-8, июль-август, 2008 г.