СНАЧАЛА БЫЛ ДИЛИЖАНЕЦ
Тагильчанин Владимир Токарев создал макет подлинника первого паровоза
— Он живой! Вот прибыл на станцию, запыхался, чтобы успеть ко времени. Стоит, дышит тихо. Встанешь рядом, прислушаешься, а внутри у него что-то бурчит. Постепенно успокаивается трудяга…
— Это вы о ком? — смутило меня слово «живой».
— О паровозе, конечно, я в них с детства влюблен.
Верно говорят, что Владимир Георгиевич Токарев может рассказывать о паровозах часами — столько прочитано литературы и технической, и исторической. Руками этого человека — не инженера, не конструктора (всего-то профтехучилище за плечами) — построено столько паровозов, что на целое депо хватает. Кстати, и железная дорога — тоже дело его рук. Как и «депо» она стала экспонатом музея «Дом Черепановых» — филиала Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». И шесть картин кисти Токарева тоже написаны в жанре индустриального пейзажа. Как вы догадываетесь, там на первом плане — любимые автором паровозы.
По малолетству учиться на машиниста его не взяли, таким мальчишкам ПТУ давало другие специальности, Токарев стал электрослесарем оборудования железнодорожной связи, а работа в мастерских подогрела интерес к моделированию. Свой первый паровоз строил долго — фотосъемки на станции (исподтишка, конечно, за такое любопытство в те времена по головке не погладили бы), поиски чертежей, расходных материалов, изготовление почти двух тысяч разных деталей макета.
— Пришлось обучиться и токарному делу, оправдывать фамилию! — смеется Токарев.
Через два года действующая модель паровоза серии «Л» собирала в квартире умельца ребят со всего поселка Евстюниха. Гоняли паровоз по самодельным рельсам так, что чуть ли квартиру не спалили, когда котел не выдержал перегрузки.
Поселковая школа рада была заполучить такого умельца в качестве руководителя кружка технического моделирования, ему в радость отдавать свободное от работы в шахте время любимому увлечению. Модели паровозов их создатель передал в дар музею-заповеднику.
— А такой можете сделать? — спросили его однажды научные сотрудники, показав старинный чертеж.
— Вот это да! — изумился польщенный предложением Владимир Георгиевич, когда узнал: найденный нашими музейщиками в госархиве Свердловской области чертеж сделан в 1834 году Аммосом Черепановым, представителем знаменитого рода создателей первого русского паровоза. Именно первым, изображенным в чертеже, был «самоходный дилижанец». А это значит, что уже установленный в зале тагильского музея макет первенца российского паровозостроения таковым не являлся.
Об историческом открытии накануне 150-летия создания первого паровоза в России рассказывали газеты и телевидение, «Уральский рабочий» — одним из первых, так что подробности любознательные читатели найдут в библиотечных подшивках нашей газеты. Мне остается только привести с гордостью сказанные слова Евгения Ставцева, молодого директора такого же молодого в городе историко-технического музея «Дом Черепановых»:
— Владимир Георгиевич Токарев первым в России создал макет подлинника первого «пароходного дилижанца», и тем самым подарил бренд нашему музею.
В августе нынешнего года «дедушке» отечественного паровозостроения исполнится 175 лет. К этому событию дедушка пятерых внуков, ветеран шахты «Естюнинская», не покладая рук строит для музея ландшафтную модель железной дороги размером около трех метров, где паровоз будет отправляться с вокзала, проходить через туннель в горах, а «пассажиры» — любоваться видами из окон освещенных вагончиков.
Кипит работа в мастерской на огородных сотках семьи Токаревых — хозяин новую живую игрушку собирает! Супруга, Валентина Ивановна, глядя на это, помалкивает. А чей трактор сотки весной пашет? Муженек из бросового железа его собрал, на колеса от мотоцикла и «Нивы» поставил, плугом и бороной оснастил. А кто «Яву» 68-го года выпуска не на свалку, а в работу отправил после коренной реконструкции? Все он, не знающий заслуженного подземным горняцким стажем отдыха умелец на все руки.
Музей таким техником не нахвалится. Директор рассказал о долгосрочном проекте, задуманном Токаревым: постройке детской железной дороги на территории Дома Черепановых, чтобы по настоящим рельсам паровоз в маленьких вагончиках экскурсантов катал! Уже есть и помощник Владимиру Георгиевичу, такой же одержимый созданием моделей, — Олег Долматов, машинист крана на железной дороге. В Нижнем Тагиле, где две станции юных техников, умельцы не переводятся.
Татьяна КОНОНОВА.
«Уральский рабочий», 05.02.2009 г.