Песня слышится и не слышится
Мемориальная доска, посвящённая памяти Владимира Трошина, появилась в Екатеринбурге
Задумчивый взгляд, устремлённый вдаль, рука, как у роденовского «Мыслителя», подпирающая подбородок, нотная строка… В нашем городе появилась ещё одна мемориальная доска — доска, посвящённая памяти артиста, певца, гражданина Владимира Трошина. Её установили на доме № 17 по улице Ильича (Орджоникидзевский район). Неподалёку от двух окон на четвёртом этаже рядом с балконом, где в 30-метровой комнате на две фактически семьи (плюс в годы войны трое эвакуированных рабочих из Сталинграда) прошли детские годы первого (и главного) исполнителя «Подмосковных вечеров».
«Подмосковных вечеров», а ещё «Морзянки», а ещё «Журавлёнка»… И «Я работаю волшебником» — это он, и «В городском саду играет духовой оркестр», и «За фабричной заставой»... Да разве всё перечислишь? Ведь в репертуаре Владимира Константиновича более двух тысяч песен. Таких песен, которые вслед за артистом пела вся страна. Не только пела. Бывает, поёт и сегодня.
В Свердловск Трошины перебрались из Михайловска. Строился «Уралмаш», нужны были рабочие руки, а отец, Константин Михайлович, был токарем высокой квалификации. Мальчик, правда, в городе поначалу как-то потерялся, заробел. Но вскоре, ошалев от свалившихся на него возможностей, заметался от одного кружка к другому. То учился играть на балалайке, то изучал азбуку Морзе, то сдавал нормы ГТО. То вдруг с головой погружался в геологию, начинал собирать камни. А ещё он не выпускал из рук книги. Они прятались по карманам и за пазухой и позволяли каждую свободную минуту погружаться в чудесный непознанный мир.
Потом пришло увлечение театром. И уже из драмкружка, что действовал в клубе имени Сталина (нынешний центр культуры «Орджоникидзевский»), парень отправился попытать счастья в оперный театр, где специально по такому случаю приехавшие столичные гости вели отбор в школу-студию МХАТ. Претендентов было чуть менее трёх сотен. Повезло четверым. Действо происходило летом 1943 года. До октября Владимир Трошин ждал пропуск в Москву. А дальше началась совсем другая история.
Народного артиста России Владимира Трошина представлять никакой нужды нет. Неизвестен он разве что самым ленивым и нелюбопытным. А вот про свердловское детство актёра поведали нам племянницы Трошина — наши землячки Нина ЕРОФЕЕВА (к слову, весьма именитый журналист) и Анфиса БУЛЫЧЁВА. Они же вместе с многочисленными поклонниками и поклонницами Владимира Трошина (среди них мэр Михайловска Сергей ЯКИМОВ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Гера БАЖУТИНА, одноклассник Борис СОМОВ, заслуженный артист России Валерий ТОПОРКОВ и другие) написали однажды письмо на имя главы администрации Орджоникидзевского района Олега ЛЕФТОНА с просьбой увековечить имя Трошина в мраморе.
Олег Лефтон, принявший идею близко к сердцу, озвучил её главе города Аркадию ЧЕРНЕЦКОМУ. Результат не заставил себя ждать. Открытие доски состоялось накануне Дня рождения Екатеринбурга. Церемония была торжественно-гражданской и в то же время очень личностной. Всё дело в том, наверное, что проходила она под звуки удивительного, в душу проникающего голоса, словно напоминавшего: «Не слышны в саду даже шорохи…»
Лия ГИНЦЕЛЬ
«Уральский рабочий», 15.08.2009 г.