Место встречи изменить нельзя,
или История памятника народному подвигу
«Встретимся под варежкой» - эти слова знакомы едва ли не каждому екатеринбуржцу. Они отсылают гостей города к замечательному памятнику на привокзальной площади уральской столицы – памятнику воину и труженику тыла, танкисту и металлургу, памятник, который наглядно символизирует победу народа в Великой Отечественной войне.
Напомним читателю историю его создания.
В марте 1943 года Урал подарил фронту целый танковый корпус, оснастив его боевой техникой, вооружением, боеприпасами, обмундированием. Все это было создано уральцами в нерабочее время, безвозмездно и выкуплено у государства на добровольные взносы населения.
Лучшие труженики предприятий, подготовив себе замену на рабочих местах, добивались права стать воинами корпуса. Их не призывали военкоматы. Они шли на фронт по велению собственного сердца.
9 мая 1943 года в здании Свердловского оперного театра город, а с ним и весь Урал, напутствовали добровольцев на священную битву с врагом. Вместе с наказом корпусу было вручено шефское Знамя Урала. Добровольцы дали клятву на верность Родине.
Уральский добровольческий танковый корпус наказ уральцев и данную Уралу клятву выполнил с честью.
Начав боевой путь на Курской дуге 27 июля 1943 года, он закончил его 9 мая 1945-го освобождением столицы Чехословакии – Праги. Добровольцы дошли до Берлина и участвовали в разгроме фашистских войск в их логове.
Боевой путь корпуса длиной 5200 км пролег по России, Украине, Польше, Германии и Чехословакии.
За успешные боевые действия корпус был преобразован в Гвардейский; удостоен почетного наименования «Уральско-Львовский» и награжден орденами Боевого Красного Знамени, Суворова и Кутузова.
На боевых знаменах частей и соединений корпуса 54 боевых ордена. 42368 орденов и медалей вручено его воинам. В корпусе родилось 34 героя Советского Союза и один – дважды герой, 27 кавалеров трех орденов «Славы».
Москва 27 раз салютировала воинам корпуса.
А теперь заглянем в 50-е годы XX столетия. В Свердловском художественном училище тогда учились два студента – Владимир Друзин и Геннадий Белянкин.
После окончания училища пути их разошлись. Друзин уехал в Москву продолжать учебу в институте имени Сурикова, а Белянкин, мечтая стать архитектором, поступил на учебу в Уральский политехнический институт.
Учитель Белянкина – профессор УрГУ Б.В. Павловский – познакомил его с Петром Сажиным. И этих двух студентов на долгие годы связала творческая судьба. Первой их совместной работой стал памятник комсомолу Урала.
В 1958 году руководство Свердловской области приняло решение увековечить народный подвиг уральцев. Был объявлен конкурс на сооружение памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса.
Узнав об этом, Петр Сажин предложил Геннадию Белянкину принять участие в конкурсе.
Белянкину пришлось срочно менять тему уже почти подготовленного к защите дипломного проекта. Получив разрешение своего руководителя, он приступил к работе над памятником.
Сажин и Белянкин сделали массу эскизов, много набросков в скульптурном и графическом исполнении, а также большой макет памятника.
Владимир Друзин узнал о конкурсе, будучи в Москве. Сделав свой вариант памятника, он привез его в Свердловск и обратился к Геннадию Белянкину с предложением стать архитектором и его варианта памятника. Белянкин предложение принял.
Вариант памятника Петра Сажина состоял из одной фигуры танкиста, которого он слепил с себя. Владимир Друзин предложил вариант памятника с двумя фигурами: рабочего и танкиста. В конкурсе приняли участие обе работы. Всего же на конкурс было выставлено 23. Среди авторов были известные мэтры и студенты.
У Геннадия Белянкина началась защита диплома по варианту памятника Петра Сажина. Защита шла не просто, так как дипломные проект готовился в короткий срок и помимо макета памятника необходимо было сделать к нему архитектуру. Времени уже не оставалось. Исполнители не успевали к сроку.
Заведующий кафедрой профессор Бычков, прежде чем сообщить дипломату результаты по защите диплома, сказал: «По решению жюри конкурса я должен сейчас вскрыть два конверта и объявить решение жюри». Вскрыв конверты, он объявил, что обе премии по памятнику Уральскому добровольческому танковому корпусу жюри присудило студентам:
- первую премию – скульптору Друзину и архитектору Белянкину,
- вторую премию – скульптору Сажину и архитектору Белянкину.
Друзина, Сажина и Белянкина пригласили в свердловский облисполком и предложили объединить обе работы, сделав один памятник, в котором отразить единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. За основу будущего памятника взяли работу Владимира Друзина – двухскульптурную композицию. Но решение жюри конкурса подлежало утверждению в Москве.
Авторский коллектив выехал в Москву и там на протяжении двух месяцев дорабатывал памятник. Авторитетная комиссия под председательством знаменитого скульптора М.Г. Манизера приняла их новую совместную работу и утвердила документацию на сооружение памятника.
Окрыленный успехом, авторский коллектив возвратился в Свердловск и приступил к работе по новому варианту памятника. Владимир Друзин, дорабатывая фигуру уральского рабочего, лепил ее с формовщика Александра Котлованова. Фигура танкиста, вылепленная Сажиным, осталась без изменений.
В зале польского костела скульпторы вылепили в глине рабочую модель двухфигурной двухметровой композиции, а затем перевели ее из двухметровой в шестиметровую. Поскольку выполнить в срок работу они не успевали, из Москвы пригласили трех модельщиков, которые шестиметровую скульптуру лепили уже в гипсе.
Немало людей потрудились над тем, чтобы увековечить в камне подвиги уральцев-добровольцев. Над моделью скульптурной композиции памятника трудились формовщики: ленинградец Н. Сандлер, свердловчане А. Котлованов, Н. Федоров, А. Косолапов, Ф. Казаев и другие. Чеканщик К. Пожалкин обрабатывал памятник перед отправкой его в Ленинград на завод «Монументскульптура», где шестиметровую двухфигурную скульптуру отлили в бронзе. В полной военной форме во весь рост поднялся юноша-танкист. Рядом с ним – старый рабочий-металлург.
Общая высота памятника – 13 метров.
Постамент для него изготовил коллектив Сибирского гранитного карьера Свердловского горсовета.
В оформлении постамента участвовал художник-монументалист Виталий Захарович Беляев, который на боковых барельефах постамента отразил идею памятника.
Много мастерства и старания вложили в сооружение памятника каменотесы гранитного карьера С. Стихин, Ю. Стариков; облицовщики «Дормостстроя» П. Ужегов, М. Татарчук. В мороз и дождь, при холодном ветре на привокзальной площади города вели работы Х. Файзарахманова, С. Терентьев, Б. Хайруллина.
23 февраля 1962 года газета «Вечерний Свердловск» писала: «Свердловск украсился еще одним произведением монументальной скульптуры – памятником воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. На привокзальной площади города был открыт величественный монумент, созданный руками архитекторов В.М. Друзина, П.А. Сажина, архитектора Г.И. Белянкина, художника-монументалиста В.З. Беляева. Он посвящен бессмертной славе воинов Уральского добровольческого танкового корпуса, героически сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за честь, свободу и независимость нашей Родины».
Памятник был открыт в торжественной обстановке в День Советской Армии 23 февраля 1962 года.
И вот он стоит, напоминая каждому, приехавшему в наш город, о незабвенном народном подвиге уральцев.
На гранитной скале-постаменте в едином порыве сошлись умудренный жизненным опытом рабочий-металлург и юноша-танкист.
Наклонная гранитная плоскость постамента придает монументу неудержимую стремительность, взлет, увлекает за собой, как бы вводит гостя в город.
Большое значение играет положение левой руки рабочего, которую он положил на плечо воина-танкиста. Оно полно бережливой отцовской любви. Отец-рабочий направляет сына-танкиста вперед, в бой… Отец еще не расстался с сыном. А сын, стоя рядом с отцом, уже всеми мыслями там – на фронте, где идут сражения за родную землю.
Фигура танкиста выражает решительную устремленность, чуть согнутое, как лук, сильное молодое тело, выразительное мужественное лицо. Движение плеча, шеи, отклонение головы рабочего создают впечатление сдержанной глубокой скорби.
Это правда военных лет!
Сплоченность фигур рабочего и воина выражает единство фронта и тыла. Но фигура танкиста выдвинута немного вперед. Это имеет свой глубокий смысл и подчеркивает, что солдат своей грудью защищает тех, кто остался за огненной военной чертой.
Постамент памятника – серый уральский гранит. Он дышит жизнью. Он суров, как время, о котором повествует памятник. Он несокрушим, как воля людей, которых он поднимает ввысь. В постаменте слито два начала: могучая уральская скала, символизирующая несокрушимую часть Каменного пояса России, и в то же время угадываются очертания башни танка. Эти два начала поддерживают основную идею памятника о том, что весь Урал от мала до велика поднялся на праведный бой с врагом.
Боковые барельефы постамента конкретизируют и развивают содержание памятника. Они отражают минувшее, и хотя оно скрыто за далью времени, но оно живет по сей день как суровое, грозное воспоминание, которое никогда не исчезнет из народной памяти.
Создатели памятника с честью справились с необычайно сложной задачей, стоящей перед ними. Четыре года продолжался их напряженный труд поисков, раздумий и больших усилий для воплощения идеи в монументе. Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса стал визитной карточкой города.
Прошло несколько лет после открытия памятника. Комсомольцы и молодежь города, собираясь в дальний путь на новостройки страны, в туристические походы, облюбовали для себя в качестве места сбора памятник воинам УДТК и, чтобы долго его не искать, с любовью уточняли: «Сбор под варежкой», и всем было ясно, где назначена встреча. Это слово стало «паролем» встреч и вошло в обиход жителей города.
Скульпторов памятника В.М. Друзина и П.А. Сажина уже давно нет в живых. Помянем их добрым словом. 23 февраля 2007 года, в День защитника Отечества, памятнику исполнится 45 лет.
Поэт Михаил Найдич оставил о нем такие строки:
Памятник танкистам у вокзала,
Где и встреч немало и разлук.
Ожил скрежет грозного металла.
Танк летит, захлопнув плотно люк.
Проплывает облачная стая
И в полнеба синева опять.
Для того и памятники ставят,
Чтоб героев нам не забывать.
Поезда о чем-то прокричали,
Будто птицы бросились в полет…
…Кто приедет в гости к свердловчанам,
Наш характер сразу же поймет.
Надежда КИРИЛЛОВА
«Уральский следопыт», № 10, 2006 г.
Об авторе. Надежда Алексеевна Кириллова – ветеран Уральского танкового корпуса. Вступила в него добровольцем в 17 лет. Прошла войну радисткой разведбата 1-й мотоциклетной роты. Участвовала в Орловской, Каменец-Подольской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Верхне-Силезской, Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях, удостоена трех боевых наград.