БАШНЯ ТАМЕРЛАНА
Этот памятник культовой архитектуры рубежа XIV - XV веков ныне сопровождает красивая легенда о дочери Тимура (Тамерлана) Кисене и воине из его отряда Менгирее. Легенда повествует об их трагической любви, прерванной казнью Менгирея и самоубийством Кисене. Тамерлан якобы повелел на месте гибели и погребения своей единственной дочери поставить мавзолей-памятник – «башню Тамерлана». Обожженный кирпич, продолжает легенда, от Троицка к месту строительства передавался по цепочке воинов.
Множество фактов говорит о том, что легенда эта позднейшего происхождения и к башне не имеет прямого отношения. Ученые доказали, что отрядов Тимура в этих местах никогда не было – они проходили южнее. К тому же ни один из серьезных исследователей этих мест – историк и путешественник П.И. Рычков, академик П.С. Паллас, собиратель легенд и этнограф Р.Г. Игнатьев, профессор из Петербурга Э.Ю. Петри, наконец, археолог И.А. Кастанье – ни один ни словом не упомянул о легенде.
Напротив, первый, кто описал мавзолей, ученый П.И. Рычков, выдвинул версию о некоей неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. И возможно, что мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой «святого царя» этого народа…
Этнограф Р.Г. Игнатьев уже сто лет спустя после Рычкова констатировал, что киргизы- кочевники и язычники – почитают башню храмом неизвестной веры и мавзолеем над прахом святого царя.
Но откуда же взялась легенда о башне Тамерлана? Оказывается, она во многом повторяет другую легенду, уже из казахского эпоса – о пастухе Козу и красавице Баянь, которую, силой разлучив с возлюбленным, принудили жениться на богатом бае, а пастуха казнили. Девушка согласилась, но выдвинула условие – поставить над могилой возлюбленного памятник. А когда его построили, она у могилы пастуха и себя лишила жизни…
По мнению современного челябинского ученого В.С. Кобзова, имена эта легенда легла в основу предания о башне Тамерлана и в новом виде была записана в 20-е годы XX века историком В.П. Бирюковым. Тем не менее, тайна этого памятника-мавзолея пока не разгадана. Стараниями властей и ученых Челябинской области он восстановлен в первозданном виде и остается притягательным объектом для археологов и историков края.
Владимир САДЫРИН
«Уральский следопыт», № 12, 2006 г.